Сшить в единое полотно историю, литературу, моду, политику, поп-культуру и только что прошедшие в стране выборы - открытие Олимпиады наделало вчера шума, и многие задаются вопросом о его символах и
Show more смыслах.
Олимпийскую эстафету от легендарного Зинедина Зидана принимает персонаж в маске - ассасан Крид, герой популярной французской видеоигры - и не только. Это ещё и человек в железной маске, и символ несущегося по миру призрака разрушения и смерти...
Стремится в небо трехцветная дымовая завеса - поднимается занавес грандиозного спектакля.
Часть первая , liberté - конечно же, про свободу быть собой. Изящное и вызывающее цитирование французских литературных шедевров под сводами Национальной библиотеки - и захлопнутая решительной рукой дверь как символ приватности всего, что происходит за дверями спальни. И в более широком смысле - в душе и голове.
Часть вторая, égalité, равенство - супершоу скандальной французской звезды малийского происхождения Айи Накамуры, живущей во Франции с двухмесячного возраста и получившей французское гражданство всего несколько лет назад, будучи уже обладательницей платиновых дисков, двадцати миллионов скачиваний (в месяц!) на спотифае, самой популярной франкоговорящей певицей в интернете, прославившейся благодаря соцсетям... равенство - и честный разговор об этом.
Часть третья, fraternité братство, рифмуется с четвертой - сестринство.
Сена - символ текучей, вечно меняющейся женственности. Сена, заменившая традиционный стадион, исторгает из своих недр незаслуженно забытых - и великих - женщин прошлого. Плавно поднимающиеся из глубины реки золотые статуи - это не безымянные девушки с веслом, как написали в каком-то посте.
Это памятники выдающимся дочерям Франции, жившим в 13-21 веках. Первая женщина-писатель (13 век), первая женщина-учёный, совершившая кругосветное путешествие, первая чернокожая женщина - выпускница Сорбонны... Последняя из золотых статуй изображает великую Симон Вей - гуманистку, благодаря которой в 1974 году был принят закон об праве женщин на аборт (да, женщина - не только биоинкубатор, скажу я, многодетная мать). Речь Симон Вей в Национальной ассамблее до сих считается образцом логики и красноречия.
Эти олимпийские игры, кстати - первые в истории, где мужчины и женщины участвуют в равных пропорциях. Прежде никогда такого не случалось (место женщины на кухне, да). Золотые статуи будут подарены Парижу, потому что ситуация с памятниками напоминает соотношение полов на олимпиадах в начале века - как будто мир всегда принадлежал только мужчинам... хотя - как будто сейчас нет.
Потом пришел черед французской festivité, когда можно смеяться над всеми - смех, в отличие от войн, не убивает (про эту часть шутят, что Франция решила сэкономить на гей-параде и провести его за счёт МОК). Скандальные и изящные крючочки, благодаря которым про церемонию говорит сейчас весь мир.
После фестиваля наступает obscurité - мрак, угрожающий поглотить мир. И в противовес ему - бессмертная IMAGINE, исполненная ангельским голосом Жюльетт Армане.
И вот уже скачет механический всадник апокалипсиса, неся олимпийский флаг, который поднимут перевернутым - как символ вставшего с ног на голову мира.
И идут черно-белые архивные кадры предыдущих Игр - tout ça pour ça ?.. и мертвая петля Ольги Корбут - можно ли высказаться сильней?
Олимпийский огонь из рук убийцы возвращается к спортсменам. Поёт Селин Дион. Взмывает над Парижем никого не обжигающее пламя.
Олимпизм - это не только спорт, но и культура.
Есть страны, где культура учит бояться зверя в себе и сковывать его - запретами, карами и - шире - страхом.
И есть Франция с её гуманизмом, который суть - вера в лучшее в человеке. И, как следствие, уверенность в том, что посмотреть в глаза своим демонам - это мега-способ приблизиться к лучшей версии себя.
Есть страны про страх.
Но Франция - это про бесстрашие.
Вчера нам показывали праздник свободных людей, товарищи. Свободных и бесстрашных.
И он удался.
Наталья Омелькова