"Мертвый ангел"

Глава 7.Show more

Я пытаюсь открыть глаза ,но безуспешно . Чувствую ,что если сейчас же это не сделаю ,то моей жизни придет самый настоящий конец. Сейчас это ,кажется ,для меня чем-то сверхъестественным , невероятным . На секунду я задуываюсь ,что может быть не стоит,но тут же заталкиваю эту мысли в дальний угол в моей голове . Представив ,что будет чувствовать Стив , тут же открываю глаза. Темно и страшно ,тут ничем не лучше... Стены ужасно давят на меня ,поэтому я начинаю кричать ,как истеричка со стажем. Душераздирающий крик ,слезы...Я ничего не чувствую ,меня это до жути пугает. Бам! Сердце начинает биться в тысячу раз быстрее ,меня оглушает от ужасного крика ,не осознавая ,что происходит затыкаю уши . Но через секунду понимаю ,что этот писклявый звук создаю я ,голос охрип. Мне становится неловко когда я замечаю на против себя родителей Стива , я вздрагиваю когда обращаю внимание на блондина . Его потерянный взгляд заставляет меня дрожать ,а куча осколок возле его ног ,пугаться...

- Что это было? - дрожащим голосом спрашиваю ,пытаясь подойти на ватных ногах к голубоглазому ,его состояние ничем не лучше моего.

Мать парня пытается отгородить меня от него ,закрывая его своей спиной. Я безнадежно падаю на пол ,в очередной раз начиная плакать , казалось слезы уже закончились ,но нет! Блондин отталкивает мать , пробираясь ко мне. Чувствую себя зверем в клетке ,на которого пришли полюбоваться ,ради своего удовольствия. Я ужасно себя чувствую ,будто меня растоптали ,будто я больше не живу.

- Я прошу тебя успокойся . - умоляет блондин , поднимая меня с пола. - Все хорошо.

- Нет. - я устало машу головой . - Я больше не могу ,это конец... Конечная станция , понимаешь?Дальше пути нет ,ну так уж сложилось . - куча безразличая слушаться в моем охрипшим голосом.

POV Стив.

Джессика несет какой-то бред ,не осознавая что делает мне больно. Я бы отдал все ,чтобы она забыла это дерьмо ,но не могу . Такого шанса никто не предоставляет, не в этой жизни. Я замечаю осуждающий взгляд моих бессердечных родителей ,они представить не могут всю сложность ситуации. Как-бы я не хотел в это верить ,но без вмешательства психотерапевта она не справится . Это не в ее силах ,никакая смена обстановки и никакое время тут не поможет. Я бы совсем не хотел чтобы она посещала психотерапевта ,ибо в конечном итоге ей припишут чертовы антидепрессанты ,я знаю , потому что прошёл через это. Но по-другому никак...

- Что здесь происходит ? - вмешивается отец ,разрушая тишину .

- Вас никто не приглашал ,- начинаю я закипать . - Никто не ждал ! Последнее ,что мне надо ,это ваши бесполезные советы.

- Почему? - скрывая свои слезы ,интересуется мать.

- Почему? - усмехаюсь я,чувствую ,что надо остановиться ,но не могу.- Что вы можете сказать ? Что предупреждали меня ,что все именно так и закончится ? Или ,что можете вернуть моего умершего друга или девушку . Ах ,нет! Давайте всех сразу... Катитесь к черту! - слышу как Джесс начинает всхлипывать, присаживаюсь к ней на кровать ,но остаюсь бездействий.

- Не думай ,что вы одни это переживаете , сынок. - начинает отец , подходя ближе к нам. Не хочу ничего слышать из его поганого рта ,но затыкать его у меня совсем нет сил. Поэтому придется выслушать его " поучительную" истоию . - Я потерял младшего брата...

- Не надо ! - вскрикивает Джессика ,вскакивая с кровати. Уверен ,что она сполна сыта этими историями ,впрочем как и я. Именно сейчас я не хочу ничего слышать , возможно в другой раз. Люди думают ,что подбадривают своими историями о том как они пережили свою сложную ситуацию ,как справились... Это ,черт возьми , не так! Они делают еще хуже !
0 people reacted
мне приснился сон умеша мать плакала

е
"Мертвый ангел"

Глава 7.Show more

Я пытаюсь открыть глаза ,но безуспешно . Чувствую ,что если сейчас же это не сделаю ,то моей жизни придет самый настоящий конец. Сейчас это ,кажется ,для меня чем-то сверхъестественным , невероятным . На секунду я задуываюсь ,что может быть не стоит,но тут же заталкиваю эту мысли в дальний угол в моей голове . Представив ,что будет чувствовать Стив , тут же открываю глаза. Темно и страшно ,тут ничем не лучше... Стены ужасно давят на меня ,поэтому я начинаю кричать ,как истеричка со стажем. Душераздирающий крик ,слезы...Я ничего не чувствую ,меня это до жути пугает. Бам! Сердце начинает биться в тысячу раз быстрее ,меня оглушает от ужасного крика ,не осознавая ,что происходит затыкаю уши . Но через секунду понимаю ,что этот писклявый звук создаю я ,голос охрип. Мне становится неловко когда я замечаю на против себя родителей Стива , я вздрагиваю когда обращаю внимание на блондина . Его потерянный взгляд заставляет меня дрожать ,а куча осколок возле его ног ,пугаться...

- Что это было? - дрожащим голосом спрашиваю ,пытаясь подойти на ватных ногах к голубоглазому ,его состояние ничем не лучше моего.

Мать парня пытается отгородить меня от него ,закрывая его своей спиной. Я безнадежно падаю на пол ,в очередной раз начиная плакать , казалось слезы уже закончились ,но нет! Блондин отталкивает мать , пробираясь ко мне. Чувствую себя зверем в клетке ,на которого пришли полюбоваться ,ради своего удовольствия. Я ужасно себя чувствую ,будто меня растоптали ,будто я больше не живу.

- Я прошу тебя успокойся . - умоляет блондин , поднимая меня с пола. - Все хорошо.

- Нет. - я устало машу головой . - Я больше не могу ,это конец... Конечная станция , понимаешь?Дальше пути нет ,ну так уж сложилось . - куча безразличая слушаться в моем охрипшим голосом.

POV Стив.

Джессика несет какой-то бред ,не осознавая что делает мне больно. Я бы отдал все ,чтобы она забыла это дерьмо ,но не могу . Такого шанса никто не предоставляет, не в этой жизни. Я замечаю осуждающий взгляд моих бессердечных родителей ,они представить не могут всю сложность ситуации. Как-бы я не хотел в это верить ,но без вмешательства психотерапевта она не справится . Это не в ее силах ,никакая смена обстановки и никакое время тут не поможет. Я бы совсем не хотел чтобы она посещала психотерапевта ,ибо в конечном итоге ей припишут чертовы антидепрессанты ,я знаю , потому что прошёл через это. Но по-другому никак...

- Что здесь происходит ? - вмешивается отец ,разрушая тишину .

- Вас никто не приглашал ,- начинаю я закипать . - Никто не ждал ! Последнее ,что мне надо ,это ваши бесполезные советы.

- Почему? - скрывая свои слезы ,интересуется мать.

- Почему? - усмехаюсь я,чувствую ,что надо остановиться ,но не могу.- Что вы можете сказать ? Что предупреждали меня ,что все именно так и закончится ? Или ,что можете вернуть моего умершего друга или девушку . Ах ,нет! Давайте всех сразу... Катитесь к черту! - слышу как Джесс начинает всхлипывать, присаживаюсь к ней на кровать ,но остаюсь бездействий.

- Не думай ,что вы одни это переживаете , сынок. - начинает отец , подходя ближе к нам. Не хочу ничего слышать из его поганого рта ,но затыкать его у меня совсем нет сил. Поэтому придется выслушать его " поучительную" истоию . - Я потерял младшего брата...

- Не надо ! - вскрикивает Джессика ,вскакивая с кровати. Уверен ,что она сполна сыта этими историями ,впрочем как и я. Именно сейчас я не хочу ничего слышать , возможно в другой раз. Люди думают ,что подбадривают своими историями о том как они пережили свою сложную ситуацию ,как справились... Это ,черт возьми , не так! Они делают еще хуже !
0 people reacted
Голод 1932–1933 гг. на Кубани в воспоминаниях старожилов
_______________________________________________________________________
«Я вот уже девятый десяток лет живу на этом свете и прошлое,Show more пережитое, забыть не могу и не только не вспоминаю, но и при случае рассказываю другим, дабы из долгого моего жизненного опыта, новые поколения нашли что-то полезное и не повторяли тех ошибок, которые принесли бедствия их предкам».
Николай Леонтьевич Рой, казак станицы Дядьковской
Голод – величайшее бедствие, трагедия, которую трудно себе представить во всём её драматизме и масштабности. Голод случается по разным причинам: неурожай, засуха, стихийные бедствия, но голод 1932-1933 гг. был осуществлён людьми, облечёнными властью над своим народом. В исторической науке голодомор зимой 1932г. и весной 1933г. длительное время замалчивался от исследования и общественного мнения, тогда его маскировали терминами – «расказачивание», «раскрестьянивание» и др. Впервые о голоде мне, окончившей в 1973г. исторический факультет Кубанского госуниверситета, стало известно не из лекций кубанских учёных и учебниках, а из воспоминаний тогда ещё живших свидетелей, переживших эту трагедию.
В середине 70-х гг. прошлого столетия музей стал проводить свои первые историко-этнографические экспедиции и командировки в кубанские станицы. В эти годы в станицах нам приходилось встречаться с 80-90 летними старожилами и я стала вести дневник записей их воспоминаний. Старожилы свидетельствовали о том, что в 1932г. собрали неплохой урожай, большая часть которого хранилась как семенной фонд. Все пережившие голод указывают на жестокое и циничное отношение представителей власти к голодающим. Казалось бы, в эти дни надо было создавать какие-то комитеты помощи, направлять хлеб и продукты, а вместо этого в станицы направлялись из Краснодара, Ростова и других мест «щупальные» отряды, которые окружали станицы и изымали последние крохи зерна и продуктов. «Щупальцы» – так старожилы называли приспособления из металлических стержней на древке для поисков зерна. Участник такого отряда М. Жабский из станицы Переяславской рассказывал, что в эти «продотряды» в основном входили не жители станиц, а приезжие, студенты, которых записывали под страхом исключения, рабочие промышленных предприятий.
Особенную жестокость проявляли к жителям бывшего казачьего сословия. Волобуй П. Т. и Путинцева П. Ф. из станицы Брюховецкой рассказывали о том, что «заходили даже в те семьи, где все уже были пухлые от голода и забирали даже маленькие мисочки зерна и продуктов, не обращая внимания на слёзы и мольбы оставить это детям» [1].
Многие в своих воспоминаниях свидетельствовали о том, что голод создавался искусственно, для того, чтобы наказать за неповиновение и сопротивление вступить в колхозы, отдавать частную собственность, нажитую целыми поколениями казачьих семей, для того, чтобы физически уничтожить эту часть населения России и поселить для всех страх.
Осенью 1932 г. Корреспондент газеты «Правда» Ставский, посетивший кубанские станицы, писал: «стрелять надо вредителей» [2].
Продотряды ходили по домам даже ночью и изымали зерно – семечки, кукурузу, фасоль, горох. На вопрос о том, как относились станичники к тем, кто изымал продукты, большинство отвечали: «А, что их тоже заставляли, они хотели жить, у них тоже были дети».
Старожилы станицы Роговской Тимашевского района Рыбина В. И., Репринец Н. Ф. и станицы Пластуновской Динского района – Славянская Н. М., Рядченко П. Н. свидетельствовали о том, что зимой и весной 1933 г. «люди в станицах умирали на улицах и лежали як жердели», «никто не обращал внимания на трупы», «не было никаких сил, полное безразличие, у многих не было сил даже плакать», «пропадали дети, было людоедство» [3].
Питались в станицах – «чем попало»: речными ракушками, корой деревьев, кореньями, семенами трав. В станицах были сведены все собаки, кошки, мыши и крысы.
В бывших линейных станицах, с огромными лесными пространствами, большим спасением были: лесные орехи, ягоды, фрукты, коренья. Старожил станицы Баговской В. Трубинин говорил: «были обглоданы все коренья у деревьев» [4]. Бывшие черноморские станицы пострадали от голода сильнее. Старожилы этих станиц рассказали о детских узелках – «дитячи узлыкы». В небольшие тряпичные узелки завязывали горсточку любого зерна или луковку и прятали на верёвочке ребёнку на шею под рубашку, разрешали в день съесть 3–4 зернышка. Так надеялись сохранить жизнь своим детям. Старожил станицы Чепигинской М. Сидоренко вспоминала – “какие мы были послушные, как хотелось кушать, но мы покорно слушали родителей, крошечка зерна упадёт и ту подбирали» [5]. Кто-то донёс об этих узелках и ночью продотрядовцы будили сонных детей, срывали эти узелки, несмотря на мольбы и слёзы.
Старожилы кубанских станиц рассказали о «общественных ямах» - так назывались братские могилы, куда свозились умершие. Эти могилы обычно делались на краю станицы, часто на местах старых скотомогильников, умерших от заразных болезней животных. По улицам один раз в неделю ходила телега, куда собирали умерших. Обессилившие одинокие люди выползали умирать на улицу, чтобы их заметили и похоронили. Часто на телегу бросали еще живых людей. Старожил Сидоренко рассказывал о том, что «когда везли телегу, то она шевелилась и дышала. Соседка погрузила своего мужа, который был ещё жив со словами: «а что, когда ещё прийдёт телега, собаки его съедят или люди». Было какое-то бесчувствие и отупение. В станице Старолеушковской Павловского района были записаны в 1979г. воспоминания Ульяны Яковлевны Оноприенко / Бардик, 1896 г.р. «Баба Оноприенчиха» – так её звали в станице. Ей удалось выбраться из такой могилы в январе 1933г. Она рассказала, как упала без сил у калитки своего дома, её вечером отвезли ещё живую в «яму» и присыпали землёй. Ночью она очнулась, встать у неё не было сил, и она доползла к своей хате, потом «ещё долго заживали в кровь стёртые колени, руки, живот и долго снилась живая шевелящаяся братская могила» [6].
Такие случаи спасения были и в других станицах. Весной 1933г. находились смелые люди, которые писали письма Сталину с просьбой выдать голодающим немного зерна из семенного фонда. Так, например, такое письмо написал И. С. Кузнецов из станицы Роговской Тимашевского района. В 1937 г. он был объявлен врагом народа и расстрелян.
За более чем 35-летнюю работу в музее удалось читать дневники двух свидетелей голодомора. Это – дневники, 11 тетрадей, которые вёл в период голодомора сын священника станицы Должанской Ейского района Митрофан Попович. Назвал свою рукопись он «Гибель российского крестьянства».
Уникальными по содержанию являются и воспоминания, написанные из станицы Дядьковской Николая Леонтьевича Роя (1907 – 2008). Рукопись своих воспоминаний «Бегство из ада» он писал уже в Канаде и подарил автору в 1996 году во время своего посещения Краснодара. Это не только воспоминания, а пронзительная летопись пережитой трагедии голодомора и страданий целого поколения кубанских семей, это боль за всю Россию. Проезжая поездом на Тифлис, он всюду видел умирающих от голода, страдания. «В Армавире, на станции вижу, сидят две девочки, пухлые, прозрачные лица, одна шевеля губами, протягивает ручки, возле другой лавки лежит умершая женщина, а возле неё мальчик не плачет, а стогнет, а дальше вижу мимо спокойно ходят охранники и часовые» [7].
На вокзале станицы Кавказской он наблюдал сцены, как патрульные загоняли в вокзал пожилых женщин, которые прибыли поездом из Осетии и Грозного и раздевали их до нага и забирали привязанные к телу мешочки с кукурузной крупой. Об этом писал и в своих биографических очерках известный писатель зарубежья, казак станицы Кавказской Ф. И. Елисеев (1892 – 1987). Его бабушка, мама вместе с другими пожилыми женщинами ездили в Осетию и Грузию за кукурузной мукой, и бабушка умерла в одной из поездок [8].
Елисеев, как и многие старожилы рассказывали, как в адыгейских аулах спасались от голода русские семьи и дети. Москаленко И. М. старожил станицы Новотитаровской Динского района рассказала о детском доме в станице, куда в период голода свозили детей из семей, где умерли родители и взрослые члены семьи. «В голод умерло половина станицы. Як закидали яму, она три дня ходуном ходила, многие были живы». В станице сорок пять детей отдали в детский дом на ул. Заречной. Председатель колхоза очень плохо относился к детдому, дети были без одежды, спали на полу в соломе, на всех были одни деревянные башмачки. Детей кормили трухой, запрещали выходить на улицу. К весне сменился председатель, стал местный Романец.
При осмотре комнаты он был поражён нечеловеческими условиями и спросил: «А где же диты? Ведь это скилеты!, мои диточки, как только развиднеется, прийдут до вас и всё принесут, и одежду и пищу» [9]. Через несколько дней детям пошили одежду, обувь и они пошли в школу.
В семейных архивах большой редкостью являются фотографии 1932 – 1933 гг. Такую редчайшую фотографию сохранила жительница станицы Брюховецкой Гончарова Н.Е., в девичестве Стуконог. Она родом из известной казачьей семьи, её дед и отец отличились в спасении войсковых регалий в 1918 г. Её мама, оставшись с шестью детьми, предчувствуя гибель семьи, зимой 1932 г. сфотографировала свою семью и каждому дала по фотографии с просьбой её всегда сохранять и сказала: «Диты, если я помру, вы будите фотокарточкой любоваться и на мене дивится, а як вы пропадете, я буду на вас дивится». Весной 1933г. мать Надежда Семеновна умирает, пропадает одна из сестёр, умирает младший брат. Оставшиеся три сестры идут в колхоз работать в поле, на ферму, брата Гришу берут в местный детдом, где он тяжело переболел брюшным тифом. Нина Евдокимовна вспоминала: «Мы с сёстрами утаили в колхозе по горсточке ячменя, дома заварили, получалось семь ложек. Вечером позовем из детдома брата, я ему отдам свою ложечку, а он скажет – «сестрица, я съел уже третью ложку, больше не буду, это твоя…» [10]. В 1941 г. Григорий Стуконог одним из первых пошёл из станицы Брюховецкой защищать свою Родину, ему тогда было 22 года.
Ценным источником по истории голодомора являются статьи, опубликованные в русских эмигрантских изданиях, в частности в журналах «Кавказский казак», издаваемых атаманом В. Г. Науменко в Белграде. Здесь публиковались письма, приходившие из кубанских станиц, рассказы очевидцев [11].
Пережитые события голодомора во многом послужили поводом к уходу в эмиграцию потомков кубанских казаков в период Великой Отечественной войны в 1943г. Так, Н. В. Дубовский, проживающий в США, вспоминает о том, что в станице Пашковской вымер каждый третий двор. Их сосед В. Шаповал зимой 1932г. стал изготовлять деревянные кресты для своих родственников, сделал до полусотни, крестами был заставлен весь его двор. «Мы, казаки, все умрём – говорил он». Умерла семья и другого соседа Якова Тыщенко. Он был свидетелем того, как последний сын Тыщенко, Василий, сошёл с ума от голода и ел землю.
Память о голоде жива в воспоминаниях его переживших и передается другим поколениям.
Примечания
1. Роман и жизнь. Материалы научно-теоретической конференции по роману Василия Барки – «Желтый князь». Краснодар, 1994 г., с. 32.
2. Левченко В. Чёрные доски // Кубанец. № 138, ноябрь 1990г., Нью-Джерси, США, с. 7-12.
3. Фонды КГИАМЗ. Дневник экспедиции в Тимашевском районе, 1986г.
4. Фонды КГИАМЗ. Дневник экспедиции в Мостовском районе, 1978г.
5. Фонды КГИАМЗ. Дневник экспедиции в Тимашевском районе, 1986г.
6. Воспоминания А. Оноприенко. Дневник командировки в станицу Старолеушковскую, 1979г. Личный архив автора.
7. Рой Н.Л. Бегство из ада. Рукопись. Торонто, Канада, 1988г., с. 39-42. Личный архив автора.
8. Елисеев Ф.И. Немного истории для семейной хроники Елисеевых. Нью-Йорк, 1969г., с.16.
9. Воспоминания И. М. Москаленко. Дневник командировки в станицу Новотитаровскую. 2000г. Личный архив автора.
10. Воспоминания Н. Е. Гончаровой. Дневник командировки в станицу Брюховецкую, 2004г. Личный архив автора.
11. Письма с Кубани // Кавказский казак. Белград, № 1, 1934г., с. 9-10.
Из книги: Историческая память населения Юга России о голоде 1932–1933 г. Материалы научно-практической конференции / Под редакцией Н.И. Бондаря, О.В. Матвеева. Краснодар, Типография «Плехановец», 2009. – 454 с. Прил.
1 person reacted
0 people reacted
2 people reacted