МАГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ НА ПОСТФИННО-УГОРСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ВОЛОГОДСКОЙ ЗЕМЛИ
Данный отчет делается по материалам, записанным в Вашкинском районе
Show more Вологодской области (д. Пиньшино Васильевского с/с, п. Бонга Пореченского с/с и окрестные деревни) в июле 2004 года, а также по архивным материалам прошлых экспедиций. Своей задачей я ставила исследование феномена магических практик с точки зрения того, кто их использует или имеет право использовать, в каких ситуациях к ним прибегают и какие именно действия выполняют «знающие» люди. При этом следует оговорить, что, употребляя слово «знающие», я имею в виду их репутацию в деревне, поскольку для полной их характеристики недостаточно материала.
Хозяин и хозяйка, т.е. те, кто держит свое хозяйство со скотом, должны обладать определенными знаниями не только чисто практического характера, но и такими, которые можно было бы отнести к магическим. Например, каждая хозяйка выгоняет скотину с определенными словами — обращением к хозяину, т.е. духу определенного места, с просьбой заботиться о животных:
<А когда, например, корову в первый раз выводят в поле, что-нибудь говорят?>
А чё говорят-то? Вот во хлев дак я, например, ложу крюк и ложу поясок свой, ложу свой поясок. Надо через крюк и через мой поясок, в дверях перекрещу и слово говоришь: «Спаси и сохрани, где хвост, там и голова!» В переднем углу, чтоб домой приходили, перекрестишь во хлеве, перекрестишь во хлеве и провожаешь. А когда идёт уже первый день, выпустили ей, вот эти все следочки, все следочки собираешь и кидаешь через неё: «С каждой ночки все долой следочки!» И через ей кидаешь, каждое копытце собираешь: «С каждой ночки все долой следочки!» Кидаешь ей все следочки домой, чтоб она ходила домой-то. Вот другой раз скотина не ходит домой, вот тоже не рядили старухи-то. Возьми вот, у хлева взяла по горсточке песочку, зайди во хлев и скажи: «Хозяин и хозяюшка, милые мои детушки. — После надо четыре раза перекреститься. — Как песочек во хлеву, так и скотинушка во хлев каждый день ходила».
далее http://merja.ru/?p=652