5 posts

32 people reacted
203 views
37 people reacted
529 views
42 people reacted
340 views
"Экология"


Оглавление

1. Введение.
1.1.Обоснование проблемы, темы проекта.
1.2.Обоснование целей и задач работы.
1.3.Характеристика источников и литературы.
2. Описание методов исследования проблемы, сбора и
анализа материала.
3. Описание механизма и этапов реализации проекта.
4. Заключение, результаты реализации проекта.
5. Список использованных источников и литературы.


1. Введение.

1.1.Обоснование проблемы, темы проекта.



Человечество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни. Потребность общения с природой остается одной из острейших у современного человека. Человек не может не изменять природу. Но он может и должен перестать изменять ее необдуманно. Экологическое воспитание сегодня – это формирование экологической культуры человека. Экологическая культура представляет собой единствоShow more экологических знаний, убеждений, норм, традиций. Поэтому так важно проводить работу по формированию у учащихся и населения основ экологической культуры.
Актуальность проекта.
Удивительно красивый вид открывается летом на станицу Аржановскую с высокого правого берега реки Хопер., возвышающегося на 80 м над остальной территорией. Внизу зеленеют пойменные леса, тянущиеся узкой полосой вдоль реки. Среди лесов, как разбросанные зеркала, сверкают на солнце различной формы озера и причудливо извивается серебристая лента реки. Пойменные и нагорные дубравы с ясенем, уникальные осинники и вязовники, а по склонам долин, на возвышенных местах, сосняки образуют леса вокруг нашей станицы. Это единственные в нашей стране место, где сохранилась богатейшая природа поймы крупной лесостепной реки. Интенсивное освоение нашего края началось в XVI веке, когда сюда из Великороссии и с Украины бежали люди от крепостного гнета и притеснений. В лесах по Хопру закачались над топором вековые дубравы. Строились верфи, корабли, амбары, бараки. Одновременно с эксплуатаций лесов на меня интенсивно шло истребление ценных промысловых животных. В период установления Советской власти объемы рубки и истребление животных были остановлены. Сейчас в наших лесах в большом количестве к дубу примешивается ясень, липа, дикие яблони и груши. Красочны эти участки весной, когда земля одета сплошным сине-голубым покровом пролески, перемежающимся с пестрыми цветками хохлатки. На южных склонах в нагорных дубравах встречаются безлесные участки, занятые степной растительностью. Пойма Хопра в настоящее время, как и в прошлом, почти вся покрыта лесами. Наиболее распространены породы: дуб, осина, ольха, тополь, вяз. В середине мая, когда спадает вода, под пологом леса зацветают ландыши. Здесь можно встретить черемуху, кусты черной смородины, калужницу, белокрыльник. На наших озерах встречаются заросли тростника, камыша, рогоза, осоки, кувшинки, кубышки. На песочных косах можно видеть аиста, колонии серой цапли, снова прилетают к нам дрофы. Пойменные леса необыкновенно богаты певчими птицами, в том числе соловьями, которые мало чем уступают знаменитым курским. Разнообразен видовой состав ихтиофаоны. Обычны лещ, плотва, щука, язь, жерех, карась, линь, окунь. Реже встречаются минога, стерлядь, голавль, сазан, пескарь, судак. В наших лесах и лугах в изобилии обитают заяц-русак, лисица, хорь, горностай, ласка, куница, еж, кабан, косуля. На сотни километров тянутся степные дали. Как хороша степь в любое время года. Ранней весной степь усыпана желтыми и красными тюльпанами, темно-фиолетовыми ирисами, а летом закутана в серебристо-сизую дымку ковыля, переливающуюся волнами от малейшего дуновения ветерка. В период цветения ковыля между их султанами видны стройные, изящные кисти степного шалфея, белые цветочки песчанки, нежно-розовые гвоздики и желтые цветы колзобородника. С высот несется неумолкающая песнь жаворонка, в траве оглушительно стрекочут кузнечики.
Наш сказочно-красивый край, с богатой историей, находится на территории Природного парка «Нижнехоперский» который создан 25 марта 2003 года. Среди большого разнообразия представителей растительного и животного мира можно выделить ряд редких и исчезающих видов, нуждающихся в охране или занесенных уже в «Красную книгу Российской Федерации». По растительности: ковыли перистый, опушеннолистый, льнянка меловая, астрагал белостебельный, пион тонколистый, тюльпан Шренка, тюльпан Геснера, шалфей поникающий, прострел раскрытый. Животный мир имеет в своем составе тонкие редкие виды, как орлан-белохвост, выхухоль, сурок, огарь, орел-могильник, стрепет, дрофа и другие.

Проблема:
1. Сокращение редких и краснокнижных растений по численности и площади произрастания.
2. Недостаток экологической культуры населения нашей станицы.
3. Отсутствие необходимой информации о состоянии экосистем нашей местности

1.2.Обоснование целей и задач работы.


Экологическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления работы современной школы. Формирование у будущих поколений основ экологического сознания становится важным показателем жизнеспособности общества. Желание сохранить здоровье и жить полноценной жизнью – важная социальная потребность.



Поэтому целью нашего проекта является:

1. Определение степени воздействия антропогенного фактора на развитие наземных экосистем в окрестностях станицы Аржановской.
2.Привлечение внимания населения к проблеме сохранения растений, занесенных в «Красную книгу Волгоградской области»
3. Организация и проведение природоохранной, эколого-просветительской деятельности.

Задачи деятельности:
1. Познакомиться с основными типами экосистем, окружающих станицу Аржановскую.
2. Провести обследование природных сообществ, сделать обобщения и сформулировать выводы.
3. Определить пути решения экологических проблем.
4. Использовать технические средства для сбора и обработки полученной информации.
5. Оформить полученные результаты в виде исследовательской работы (проекта).
1.3.Характеристика источников и литературы.
Работая с литературой, в процессе подготовки проекта мы узнали, что Волгоградская область – уникальный по природным условиям регион, имеющий огромное социально- экономическое значение для России. Наша область является центром всех поволжских территорий, играющим ключевую роль в сохранении наземных экосистем. По видовому составу флоры и фауны Волгоградская область занимает одно из ведущих мест в России. Многие природные комплексы нашей области не имеют аналогов в Европе, в том числе и наши пойменные ландшафты и нагорные дубравы в низовьях Хопра. Изучив материалы «Красной книги Волгоградской области», мы узнали не только о редких и исчезающих растениях, но и как собирают и анализируют данные о растениях, как проводят обследование и учет состояния объектов природы. Теперь мы знаем, что особо охраняемые природные территории имеют определенный режим природопользования, установленный постановлением Администрации района. Сохранение наземных экосистем – актуальнейшая задача современности. В рамках этой проблемы признано, что охрана живого на Земле, не является узкой задачей определенных групп и кругов, а является задачей всего человечества. Мы считаем, что нужно учится самим и учить других культуре поведения в природе, вести грамотную, научно-обоснованную пропаганду охраны живой природы. Мы понимаем, что природа не мстительна. Но она имеет свои законы. И те, кто нарушает их, не редко бывают жестоко наказаны. Значит многие стихийные бедствия имеют общественные причины, являются результатом нашего воздействия на природу. Изучив литературу мы пришли к такому выводу, что человек, знающий историю своего края, особенности его природы, ландшафтов, особо остро чувствует красоту и величие родной земли.

2. Описание методов исследования проблемы, сбора и анализа материала.

Методы исследования:
1. Изучение источников и литературы
по теме.
2. Изучение материалов районного краеведческого музея по теме «Природа нашего края».
3. Консультации со специалистами.
4. Экскурсии с привлечением специалистов.
5,Анализ результатов (определение динамики распространения краснокнижных растений в окрестностях станицы Аржановской)

Условия реализации проекта.
Основное условие, обеспечивающие результативность проекта – активная личностная позиция в процессе исследовательской деятельности. Не менее важным условием является личная заинтересованность учащихся в решении данной проблемы.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Выбор темы проекта. Согласование темы с руководителем проекта. Формулировка целей и задач проекта. Составление плана работы.
2 этап. Написание чернового текста введения с обзором литературы.
3 этап. Описание путей решения поставленных задач, излагаемых в основной части проекта.
Подготовка необходимых теоретических и экспериментальных исходных данных.
Проведение теоретических и экспериментальных исследований.
Обработка полученных результатов и написание чернового текста основной части проекта.
Написание чернового текста заключения по проекту с обобщениями, выводами, рекомендациями.
4 этап. Согласование, увязка частей проекта.
Оформление чистового текста проекта .
Проверка правильности оформления текста проекта.
Подготовка черновика одного или нескольких иллюстративных листов и тезисов доклада.
Места реализации проекта:
1. Урочище «Дубинское»
2. Урочище «Раздубровное»
3. Территория бывшего хутора «Могиленский»
4. Окрестность хутора «Фроловка»

Консультант:
Фомин Виктор Петрович – бывший специалист отдела охраны государственного учреждения Природного парка «Нижнехоперский»


3. Описание механизма и этапов реализации проекта.

1 этап. Выбор темы проекта. Согласование темы с руководителем проекта. Формулировка целей и задач проекта. Составление плана работы.
2 этап. Провели изучение источников и литературы по теме, провели экскурсию с целью изучения материалов районного краеведческого музея по теме «Природа нашего края». Провели беседу с консультантом Виктором Петровичем Фоминым. От него ребята узнали, что 25 лет назад, когда он начинал работать в сфере охраны природы, площади, занимаемые тюльпанами и пионами примерно исчислялось 200 гектарами и располагались они близко к станице. Но в результате распахивания земель, выпаса общественного скота и массового сбора во время цветения площадь произрастания этих растений сократилось до 20 гектаров. И сейчас эти растения можно встретить далеко от станицы, в местах куда проехать и пройти человеку очень трудно. Измерение площадей произрастания краснокнижных растений ведутся ежегодно.
Написание чернового текста введения с обзором литературы.
3 этап. Описание путей решения поставленных задач, излагаемых в основной части проекта.
Подготовка необходимых теоретических и экспериментальных исходных данных.
Проведение теоретических и экспериментальных исследований.
Обработка полученных результатов и написание чернового текста основной части проекта.
Экскурсии в природные экосистемы. Маршрут экскурсий выбран таким образом, чтобы мы посетили несколько экосистем, с целью выявления степени антропогенного воздействия на них. Перед экскурсией вспоминаем правила поведения в природе, компоненты природных экосистем. Но главная цель нашей экскурсии определить площадь произрастания краснокнижных растений пиона тонколистого, тюльпана Шренка и прострела раскрытого.
Пион тонколистый в Волгоградской области растение редкое. Произрастает по склонам балок на правобережье реки Хопер. В последнее время интенсивно уничтожается на букеты, а также выкапывается для выращивания на приусадебных участках. Численность вида сокращается.
Тюльпан Шренка очень декоративное растение, особенно во время цветения. Встречается рассеянно, площадь распространения быстро сокращается, популяция становится малочисленными, возобновление нарушается. Распашка степей и массовые сборы на букеты способствуют его исчезновению. Надо вести большую разъяснительную работу среди населения, запретить собирать это растение и выкапывать его луковицы.

Прострел раскрытый. В области встречается редко. Необходим строгий запрет на его сборы.
Работа проводится на территории урочища «Дубинское», «Раздубровное», а также на территориях бывшего хутора «Могиленский» и хутора «Фроловка».
Написание чернового текста заключения по проекту с обобщениями, выводами, рекомендациями.
В ходе работы определили:
1. Площадь произрастания краснокнижных растений пиона тонколистого, тюльпана Шренка, прострела раскрытого.
2. Обследовали санитарное состояние экосистем.
3. Антропогенное воздействие на экосистемы.
4. Сделаны выводы и разработаны рекомендации по сохранению этих растений.
Сопоставляя результаты своих исследований с результатами исследования площадей произрастания краснокнижных растений Фомина В.П. к 2020 году оказалось, что площади произрастания данных растений стабилизировались.
Учащиеся были очень довольны своей работы
Приносят ли подробные исследования пользу природе?
Все участники проекта дали положительный ответ. Мы приобрели опыт исследовательской деятельности, получили реальные знания по экологии.
Наша работа способствовала сохранению и развитию наземный экосистем нашей местности.
4 этап. Согласование, увязка частей проекта.
Оформление чистового текста проекта .
Проверка правильности оформления текста проекта.
Подготовка черновика одного или нескольких иллюстративных листов и тезисов доклада.
Подготовка к ответам на вопросы для школьной конференции.

4. Заключение, результаты реализации проекта.

По результатам исследования была проведена конференция на тему: «Красная книга Волгоградской области».
Были заслушаны сообщения о растениях, занесенных в Красную книгу Волгоградской области.
В итоге было отмечено, что судьба природных экосистем зависит от экологической культуры человека. Пройдут годы и ответственность за сохранение природы ляжет на плечи сегодняшних учеников, поэтому учащимся школы необходимо не только получать знания по экологии, биологии, но и вести активную природоохранную и просветительскую работу среди младших товарищей и населения станицы.

Члены экологического кружка считают, что работу по охране редких и исчезающих видов растений нашего края следует продолжать. С этой целью необходимо:
1. Провести классные часы на тему «Редкие и исчезающие виды животных и растений нашего края.
2. Выступать на родительских собраниях с сообщениями:
А) «Сохранение наземных экосистем»;
Б) «Редкие и исчезающие виды животных и растений нашего края»;
В) «Мир прекрасен, пока мы живем».

5. Список использованных источников и литературы.

1. Журнал «Биология в школе» №4 2205 года; № 7 2009 года.
2. Новиков Ю.В. «Природа и человек» Москва, Просвещение 2008.
3. Реймер Н.Ф. «Природопользование» Москва, «Мысль» 1999 года.
4. «Красная книга» Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области. Авторы: В.А.Брылев; Н.Г. Володина; Ю.П. Мухин; В.А. Сагалаев; В.Ф. Чернобай. Издательский отдел Волгоградинформпечати, 1992 года.
5. В.А. Сагалаев, А.Н.- Сажин Краеведение, Москва «Глобус» 2008 года.
6. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. «Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. Самара: «Федоров» 2005 года.
7. Природный парк «Нижнехоперский» - составители В.Л. Сагалаев, Пономорева Т, Ящерицына Л. 2004 года.
8. Официальный сайт Министерства природных ресурсов Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru
9. Российское экологическое федеральное информационное агентство – РЭФИ http://www.refia.ru
10. Национальный портал «Природа» http://www.priroda.ru
#РСВ#молодежь34#Россиястранавозможностей#МоястранамояРоссия
50 people reacted
487 views
34 people reacted
276 views