221 posts

МАМЫ СВЯТЫХ. КАКИЕ ОНИ?

Читая о великих духовных подвигах святых, мы мало задумываемся оShow more том, что они были чьими-то детьми, и что первыми кто прививал им любовь к Богу – были их матери. Какие же они – мамы святых?

Cегодняшняя подборка посвящена именно им, удивительным женщинам, которых объединило не только время их земной жизни, но и то, что во многом благодаря их молитвам и великому материнскому подвигу их сыновья стали настоящими христианами и заслужили титул Вселенских учителей Церкви.

Преподобная Эмилия, мать святителя Василия Великого

Святая Эмилия родилась в богатой семье и жила в Кесарии. В юности она отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. При императоре Лицинии отец Эмилии принял мученическую смерть и, опасаясь похищения для насильственного замужества, девушка сочеталась браком с адвокатом Василием, впоследствии ставшим священником.
Хотя родители обоих супругов лишены были почти всего состояния своего во время гонений на святую веру, но Бог, за добрые дела супругов, так умножил земную собственность их, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях, в Понте, в Каппадокии и в Малой Армении.
Когда родился младший сын Петр, отец умер, и на руках Эмилии осталось десять детей. Всех воспитала она в глубоком благочестии. Эмилия хорошо понимала обязанности матери. Если мужчина в суете жизни и заботе о ней не всегда внимателен к самому себе, то тем более далек от него постоянный надзор за раскрытием склонностей и понятий в детях.
Образцом для других служило воспитание старшей дочери – Макрины. Обычно греки начинали обучение своих детей с басен и поэзии, а Эмилия считала, что в языческих произведениях много непристойного, поэтому прибегла к псалмам Давида и притчам Соломона. Из них она выбирала места с молитвами или с уроками жизненной мудрости, и Макрина учила их наизусть. Еще одним предметом было пение, но не светское. Вообще Эмилия старалась предотвращать все, что было сомнительным с нравственной точки зрения. Тогда матери обычно сами водили детей в театры, Эмилия же считала это вредом, т.к. такие походы отучают от любви к труду и приучают к легкомыслию и рассеянности. Она обучала дочь рукоделию и домашнему хозяйству.
Под конец жизни Эмилия приняла монашество и вместе с Макриной поселилась в устроенной ими обители в Понте, на берегу реки Ириды, недалеко от горы Ивора. Дожив до преклонных лет, и чувствуя близость кончины, она молитвою за детей завершила свою святую жизнь 8 мая 375 г.
Десять детей дал Господь святой Эмилии, пять из них причислены к лику святых: Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель, преподобная Макрина, которая являла собой образец аскетической жизни и оказала сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Святитель Григорий, епископ Нисский, Святитель Петр, епископ Севастийский и праведная Феозевия – диакониса.

Праведная Нонна, мать святителя Григория Богослова

Святая Нонна родилась в семье христиан Фильтата и Горгонии, которая являлась также и тетей святителя Амфилохия, епископа Иконийского. Святая Нонна состояла в браке, очень выгодном по земным расчетам, но тяжелым для ее благочестивой души. Муж ее Григорий был язычник. Долго молилась святая Нонна, чтобы обратить супруга к вере. Сын святой Нонны святитель Григорий Богослов так писал об этом: «Не могла она переносить этого спокойно, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя – оставаться в отчуждении от Бога. Напротив того, она жела-ла, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение мужу». И горячая молитва Нонны была услышана: однажды ее мужу приснилось, будто поет он стих Давида: «Возрадовался, когда сказали мне: в дом Господень пойдем». Вскоре Григорий крестился, был посвящен в пресвитера, затем во епископа и, по словам сына, превзошел жену благочестием. Одновременно с его хиротонией во епископа его супруга святая Нонна была посвящена в диаконисы и стала активно заниматься благотворительностью.
Последние годы доставили святой Нонне много печали. В 368 году умер ее младший сын Кесарей, молодой человек, подававший блистательные надежды; в следующем году умерла дочь. Мужественная старица переносила эти потери с покорностью воле Божией.
В 370 году епископ Григорий, тогда уже глубокий старец, участвовал в посвящении святого Василия Великого во епископа Кесарийского. В начале 374 года в столетнем возрасте почил епископ Григорий. Святая Нонна, почти не выходившая после того из храма, скончалась в этом же году. Ее сын Григорий стал архиепископом Константинопольским, а дочь Горгония повторила во многих чертах жизнь своей благочестивой матери и являла собой замечательный пример замужней христианки.

Святая Анфуса, мать святителя Иоанна Златоуста

Имени святой Анфусы нет в нашем месяцеслове, но ее почитают и любят в Элладской Церкви.

Мать Иоанна Златоуста Анфуса была весьма образованной для своего времени женщиной и вместе с тем примерной супругой и матерью семейства. Родители будущего святителя были еще люди молодые, у них было только двое малюток – девочка двух лет и новорожденный мальчик Иоанн, – радость и утешение своих родителей. Но в семье случилось горе – скончался глава его – Секунд, оставив молодую вдову Анфусу с двумя малышами. Горе молодой матери было безгранично. Правда, она не нуждалась в средствах для жизни, так как имела значительное состояние; но ее нравственные муки были тяжелее материальной нужды. Молодая и неопытная, она могла бы стать жертвой обмана и обольщения. Но Анфуса была одной из тех женщин, которые стояли выше всех увлечений и житейской суеты. Как христианка, она взглянула на свое несчастье, как на испытание свыше и, отбросив всякую мысль о вторичном замужестве, решила полностью посвятить себя материнской заботе об осиротевших детях. Решимость ее не ослабела и от нового горя, поразившего ее материнское сердце. Ее маленькая дочь ско-ро скончалась, и Анфуса осталась одна со своим сыном, который и сделался предметом всей ее любви и материнских забот и надежд.
Принадлежа к высшему обществу и сама будучи женщиной образованной, Анфуса постаралась дать своему сыну наилучшее для того времени воспитание. Именно благодаря матери он получил первые уроки чтения и письма, и первыми словами, которые он научился складывать и читать, были слова св. Писания, которое было любимым чтением Анфусы, находившей в нем утешение в своем преждевременном вдовстве. Эти первые уроки на всю жизнь запечатлелись в душе Иоанна.
Мать считала, что важно приготовить сына к полезной общественной службе, и позаботилась дать ему основательное и обширное образование в различных науках. По ее распоряжению, Иоанн, достигнув почти двадцатилетнего возраста, стал слушать уроки красноречия у знаменитого в то время ритора Ливания.
Когда друг Иоанна, Василий, стал убеждать его вместе вступить в иночество, Иоанн поспешил к Анфусе за благословением: он знал, что без согласия матери его горячая любовь к ней не даст ему покоя и будет мучить его. Но когда Анфуса узнала о намерении сына оставить дом, ее сердце исполнилось печалью, а из глаз полились горькие слезы... И Иоанн остался в доме отеческом.
Только после смерти Анфусы Иоанн раздал свое имение, отпустил рабов и удалился в пустынную обитель к отшельникам. Позднее он был рукоположен в пресвитера и, оказавшись блестящим проповедником, получил от паствы прозвище «Златоуст». Уже возглавляя Константинопольскую кафедру, Иоанн составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв Чина елеосвящения. Он оставил Церкви многочисленные богословские сочинения, письма, проповеди. И хотя в конце жизни узнал горечь изгнания и осуждения, остался в вере непоколебим.
История великих святых свидетельствует нам, что у них были и великие матери.
Завершив свой труд и оставив временную жизнь, святые Эмилия, Нонна и Анфуса сделали все для того, чтобы дети их шли правильным путем, направляли на этот путь других и сами продолжили составление доныне пишущейся Великой книги святости.

по материалам сайта "Православная Жизнь"
0 people reacted
5 views
Есть крест внешний — на плечах лежит. Это — скорби, беды, лишения, болезни... нападки, напраслины. Есть крест внутренний — самоотвержение с самоумерщвлением. Есть крест — духовный, Божий или божественный —Show more распятие по воле Божией. Кресты эти один из другого рождаются. Последний обозначается преданностью в волю Божию, тихою, молчаливою, упокоительною; второй — борьбой с собою, безжалостною к себе; третий — терпением неприятностей. Сколько крестов, столько и крестоношений. Все они неразлучны бывают до гроба; только иной раз один чувствительней, в другой раз — другой или третий. Однакож вступают они в дело или налагаются постепенно... и быв наложены, остаются... Трисоставный крест

Свт. Феофан, Затв. Вышенский
0 people reacted
5 views
Из разговора с одной бабушкой: милостыня

— А я нищим подаю... Мне иногда говорят: "Бабка, да ты что? У них, вон,Show more за углом у каждого по "Мерседесу", а ты со своей пенсии будешь им последнее отдавать?". А я — что ж? Пенсия-то, она ж, как теперь говорят, хоть и маленькая, а всё равно хорошая... Сколько смогу, подам.

Мне говорят: вот вы все, кто им подаёт, вы их развращаете подачками своими, они и не работают. А я думаю: лучше уж ошибиться и подать тому, кто на самом-то деле и не нуждается, чем в другую сторону ошибиться и не подать, кому на самом деле надо... Они, кому не надо-то, иногда и сами не берут.

А я ведь почему подаю? Мне семь лет было, когда нас с мамой и с сестрой в Германию угнали. Жили мы, правда, в лагере не для военнопленных, а для перемещённых... там всё-таки полегче было. Но всё одно — много народа померло с голоду. А я такая худая была... как стручок. И меня из-за этого никто не покупал. Других детей покупали в батраки, а меня — никто не брал. А я и рада. Вот — в четыре утра встаю, когда охранник на вышке устанет и не видит уже ничего толком... внимание-то уже рассеивается, поди-ка, подежурь всю ночь. И вот я встаю, пролезаю в щель в заборе и иду в город. У нас ни колючей проволоки, ничего такого не было, один простой забор, дощатый... И вот я иду в город побираться. Целый день хожу, прошу хлебушка. А потом, уже к вечеру — назад проберусь и мамку кормлю. И других тоже, кто там с детьми был... им тоже, когда могла, давала.

Ну, вот. Кончилась война. Назад в Польшу нас не пустили, отправили на Украину. Да ещё перед этим всё проверяли, не шпионы ли мы... Ладно. Приехали на Украину. А это сорок шестой год. Самый голод. Я до сих пор всё помню, как люди на улицах лежали и умирали. Мамка моя начала с голоду пухнуть. А я опять — хожу да побираюсь. И вот... ведь сами там все из последних сил еле-еле тянули... а всё равно подавали! Кто свеколку подаст сахарную, кто угля в передник насыплет. Так мы с мамочкой и выжили. А если бы не подавали, нипочём бы не выжили...

Так вот, с тех пор и я, — кто просит, я тому подаю. Знаю, что теперь другое время, что никто с голоду, слава Господу, не пухнет — а всё равно. Не могу не дать. И хочу иногда не давать — а не получается.

И собак я тоже с тех времён люблю, с военных. Там, в лагере, один охранник был, дурной такой, не приведи Господь. Один раз взял и стал на меня собачищу свою натравливать, овчарку. Я со страху как упаду, как руками вот так вот закроюсь... А она, слышу, подошла ко мне, понюхала — и не тронула. Он ей — и так, и сяк, и усь-усь, и чего-то ещё по-ихнему... и даже сапогом ей под брюхо поддал. А она — всё равно... подходит, нюхает и хвостом виляет. Понимает, что перед ней дитя...

Конечно, это мне повезло, это собака такая умная попалась. Другая бы в раз разорвала, не поглядела бы, что я маленькая... Но всё одно: я теперь собак люблю... всё никак про ту забыть не могу. И они ведь меня любят — бедовые такие! Всё соображают!

Я вот иногда думаю: собаки перед нами — всё равно, что мы перед Господом. Чего-то понимаем, а главного-то самого понять и не можем. И услужить вроде рады, а чуть что не так — шерсть на холке вздыбим и рычим. Покормят нас — ластимся, хвостом виляем. Забудут покормить — враз пойдём шастать по чужим дворам да другим хозяевам хвостами подвиливать. А потом вернёмся, подползём на брюхе-то, уж скулим, скулим: прости, дескать, нас. Такие уж мы бессчастные да бестолковые! А чего бессчастные? Чего мы всё жалуемся с утра до вечера? У меня вот, к примеру, жизнь была хорошая. Всякое бывало, конечно, но всё равно — такая бывала в жизни радость, что я уж прямо и не знаю, за что ж мне такая радость была. А ты говоришь: нищим не подавать? Как же не подать, когда у меня и так всё есть!
0 people reacted
2 views
Одна женщина изучала Книгу пророка Малахии.
Когда она дошла до 3-й главы, у неё вызвал недоумение 3-й стих:
Show more
"И сядет переплавлять и очищать серебро" Малахия 3:3

Она решила посетить серебряных дел мастера, чтоб понаблюдать за его работой. Она ничего не сообщила мастеру о причинах своего интереса, отговорившись простым любопытством. Когда она пришла к мастеру, то застала его за работой. Он нагревал кусок серебра над огнём. Он пояснил ей, что таким образом очищают серебро: его держат над огнём в самой горячей части пламени, чтоб выжечь все примеси. Женщина вспомнила стих из книги пророка Малахии и подумала, что Господь как ювелир держит нас в очистительном огне. Она спросила:
- Вы должны вот так сидеть перед огнём всё время пока идёт процесс очистки серебра?
- Да. И я не просто должен сидеть и держать серебро в пламени, я не должен спускать с него глаз: если передержать металл в огне, хоть на мгновение, ущерб будет непоправимым.
Женщина ненадолго задумалась и спросила:
- А как вы определяете момент, когда метал достиг нужной чистоты?
Он улыбнулся и ответил:
- О, это просто. Как только я вижу в нём своё отражение.
0 people reacted
2 views
О молитве
старец схиархим. Иоанникий
Show more
Богатейте на небе. Каждая молитва - это монетка. Умрете откупаться будете. Молитесь друг за друга.
Родственные связи даны, чтобы мы могли молиться за родных. Нужно всегда молиться за родственников. Родственные связи существуют при жизни.

Молитесь от души. Не спешите, читайте немного, но пусть это будет из сердца. Матерь Божию больше призывайте на помощь. Прочитывайте 150 «Богородиц» в течение суток. Тогда все будет у вас складно, и особенно у ваших детей. (Будешь находится под покровом Богородицы.)

Любите, молитесь, просите помощи у Царицы Небесной. Не опускайте ни одного дня без исполнения «Богородице Дево, радуйся...». На десятке просите: «Прости всю жизнь мою и спаси семью мою». Каждый день пойте (читайте) «Заступнице усердная...» (тропарь Казанской иконе Божией Матери).
Мы все в дороге находимся, не ты, так тебя. Господь спросит Ангела смерти: где ты всетретил это душу?! А человек в молитве находился, это значит был на пути к покаянию и исправлению своих грехов. Господь и помилует. Читайте молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Нет сильнее этой молитвы, в ней все Евангелие. Сила этой моливы такова, что враг нападает, поэтому прежде чем читать ее, призовите Ангела-Хранителя. Навыкайте Иисусову молитву. Она уходит, а вы ворочайте. Понуждайте себя.

Иисусову молитву читайте со вниманием. Ее установил и заповедал сам Господь в прощальной беседе, идя на крестную смерть - «Аще чего попросите во имя Мое, Аз сотворю». Это оружие, которого нет крепче ни на небе, ни на земле. Она записывается Ангелом-Хранителем по счету.

Перед началом Иисусовой молитвы призовите Ангела-Хранителя: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне грешном». Это как кольчуга - от стрел лукавого защитит. А потом в течении дня молитесь Иисусовой молитвой. Если же не прочитать Ангелу-Хранителю, а сразу молиться Иисусовой молитвой, то можно впасть в прелесть.

Если в чем нужду имеете - просите Господа, молитесь: «Господи, дай мне то, что на пользу». Разговаривайте с Господом, благодарите, славословьте. Чем больше будете спрашивать, тем все у вас будет складно.

Молитесь: «Господи, дай мне то, что полезно для спасения души моей!»

Молитесь: «Господи, даруй мне молитву не только устами, но и сердцем».

Просите: «Господи, если полезно, то дай». Просите и дано будет. Невозможное человеку - возможно Богу.

«Господи, если Ты не спасешь, я не спасусь».
Ложитесь и поднимайтесь с Богом. Благодарите Господа, славословьте Его: «Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе!».
Утром, перед началом утренних молитв, читайте молитву против гордыни. Проси у Бога: «Господи, избавь меня от проклятой гордыни и даждь ми Святое Твое смирение»
Утром, когда встаешь, нужно призвать Господа, чтобы дьявол не внушил дурную мысль, злобой сердце не наполнил.
Еще в постели, с утра, призывайте, читайте, молитесь Ангелу-Хранителю 50 раз: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне грешном». На десятке: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, наставь и вразуми меня». В этот день плохой человек не подойдет, нужное слово вовремя скажете, в обществе желанными будете. Если вам соврут - то увидите. Правило займет 3-5 минут.

На всяком месте сначала призывайте Ангела-Хранителя: «Ангел-Хранитель, наставь, вразуми как поступить!» С его рук Господь взыщет душу нашу. Он непрестанно молится о нас, и первый наш помощник. В постели, только проснулись и читайте 50 раз Ангелу-Хранителю. Весь день складно пройдет, чего не возьмете - успеете. В ответственный момент призывайте и непременно выйдете из положения.

Не знаешь, как правильно поступить? Проси Ангела-Хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце как поступить. На сердце станет легко, будет мир. Если страх и тревога - дела не предпринимай.

Выходя из дома перед собой крестить - впереди вас будет и
везде будете входить с Крестом.

Каждый день призывайте всех святых в молитве 50 раз: «Вси Святии, молите Бога о мне (о нас)».

«Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас грешных!» (50 раз). Большая помощь всех святых в течении дня.

Не забывайте читать тропари святым. Обязательно тропарь святому на данный день.

Призывайте святых своих, читайте тропари им.

В дорогу всегда причащайтесь. Причастие держится в человеке 3 дня и 3 ночи. Даже если что-то случится в дороге, душа будет беспрепятсвенно проведена в рай, ангелы ее проведут.
Садишься в транспорт - «Господи благослови», вышел - «Слава Тебе Боже». Когда едешь в транспорте не слушай музыку, а читай Иисусову молитву, т.к. если попадешь в аварию и умрешь, то Ангел-Хранитель первый донесет Богу, что вы были в Боге! Если человек молился и был застигнут смертью, то не попадешь в ад, даже если есть не исповеданные грехи.
Молитесь преподобному Иосифу Волоцкому (память 31 октября н.с.) о даровании рассуждения. Читайте тропарь ему. Особенно за детей.

Молитесь святому Иоанну Предтече. Его просят о примирении, если кто был во вражде с умершим.

Школьникам, чтобы хорошо учиться, чтобы учеба давалась легко, перед уходом в школу читать «Царю небесный», по при ходу их школы «Достойно есть...». Перед экзаменом обязательно причаститься, призвать Ангела-Хранителя. Когда ребенку поступать время придет, всем надо причаститься и, придя домой, натощак всем прочитать 50 раз Ангелу-Хранителю и держать совет, что ребенку дается, к чему способности. Тогда Господь на сердце положит старшему, что полезнее и исполнить надо то, что старший скажет, даже если ребенку туда и не захочется. Господь управит все по Своей воле и все будет складно.

Каждый день читайте молитву Василия Великого от осквернения.
Дни лукавы, начали сокращаться. Молитесь на ходу.

Начинаешь любое дело - стань на восток и помолись.
Как вымолить детей? Покаяние, причастие, Литургия и 150 «Богородиц». От усердия и покаяния будет польза.
Молитесь ночью. Когда? Вставайте, когда Ангел-Хранитель поднимет от сна. Тогда в 40 раз сильнее молитва, чем днем.
Меньше старайтесь спать. Пребывайте больше в молитве.
Сейчас все в спячке у телевизора и компьютера. Просите у Господа покаяния.

Скупо сеете - скупо пожнете.

Отмолишь себя - отмолишь и своих родных.

Если не знаете про умершего родственника, знакомого, крещен он или нет, молитесь: «Спаси, Господи, живых и помилуй мертвых».
Если дают милостыню о усопшем, помолись об упокоении души этого человека. А если не знаешь усопшего, то говори: «Господи, приму эту милость в память усопшего раба Твоего (имя)».

Постоянно, непрестанно читайте Иисусову моливу, «Богородице Дево, радуйся...», Ангелу-Хранителю, всем святым, и спасетесь.
Постарайтесь за сутки вычитать 5 раз «Верую...», чтобы Бог укрепил веру.

Читайте Псалтырь и вымаливайте родных.

Читайте 17-ю кафизму - отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день.

Читать утренние молитвы - благословение на день. Вечерние - прощение грехов.

Есть три основные книги: Евангелие, Послание Апостолов и Псалтырь - их сверить с подлинниками можно. В них нельзя ничего исправить. Все остальные книги подделки сейчас: один-два слова поменял и смысл молитвы поменялся.

Цитаты проповедей Схиархимандрита Иоанникия (Чихачёво)
0 people reacted
1 view