Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире 13 000 представителей этой народности. Этнос был сформирован в VI-IX веках в результате смешения тюркоязычных и кетоязычных
Show more местных племён. Народ делится на две этнографические группы:
горнотаёжная (южная), проживают в области, именуемой с XX века Горной Шорией;
лесостепная (северная), шорцев из этой группы называют абинцами.
В настоящее время шорцы населяют юго-восточную часть Западной Сибири, в основном Кемеровскую область. Проживают в районах Республики Хакасии, Алтайском и Красноярском краях. Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин». Название «шорцы» за народом закрепилось после XVIII века, так их называли хакасы и алтайцы. Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания – шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар. Сами шорцы называли себя по именам родов, названиями местностей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.
Язык
В шорском существует два диалекта:
кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков;
мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространён в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и её притоков.
Каждый из диалектов распадается на несколько говоров. Для изучения шорского языка создана научная школа в НФИ КемГУ. До XIX-XX веков шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом. С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.
История
С IV по IX век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Кыргызского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-кыргызскими племенами. В XV-XVII веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В XVII-XVIII веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера. Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду колонизации русскими верховья реки Томи. В середине XIX века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году. С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В XX веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие посёлки, где проживали ссыльные и заключённые со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные посёлки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.
***
Религия
Традиционная вера шорцев – пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времён народ представлял, что мир поделён на три сферы: Небесный мир Тенгри – верховного божества в шаманизме, Средний мир, населённый людьми и животными, Нижний мир Эрлика (или Ульгеня) – мир злых духов. Во владении Тенгри девять небес: на седьмом – звёзды и луна, на восьмом – солнце, на девятом живёт сам Тенгри. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Тенгри и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мёртвых.
Связывающим между божествами Верхнего и Нижнего миров с людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передаётся по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.
В начале ХХ века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдёт обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты. Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор.
***
Народная кухня
Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепёшки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, мёдом, сметаной, маслом, варили из неё кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепёшки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространён хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.
Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.
В кухне шорцев существует три вида супа:
суп с лапшой
бульон
суп с крупой.
Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельчённый лук с тёртой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.
Самое любимое блюдо шорцев – пелбен. Готовят его тоже по-особенному:
тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной;
фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;
в мясо добавляют измельчённые кедровые орехи и молоко;
варят пелбен в молоке, иногда разведённом с водой;
лепят пелбен большими, полукруглой формы, как всем известные пельмени или вареники, не залепляя ушки.
Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черёмухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.
Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста – домашняя ливерная колбаса. Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепёшки с мясом, крупный пирог с начинкой –кюрмек.
***
Описание внешности и традиционная одежда
Шорцы являются представителями монголоидной расы, у них зауженные глаза тёмных оттенков, выраженные скулы. Мужчины и женщины носили рубахи (кунек), штаны (чембары) и халат (шабур), который украшали вышивкой на вороте, подоле и обшлагах. Зимой надевали несколько халатов, их запахивали слева направо, подпоясывали кушаком. Женская рубаха была длинной с разрезом в области груди. Зажиточные носили только покупную одежду и овчинные шубы, крытые материей. Одежду на юге изготавливали из конопли и крапивы. Северные шорцы чаще шили из покупных тканей. Обувались в кожаные сапоги одук, чарык с длинным голенищем. У бедняков сапоги были из кендыря. Ноги обматывали мягкой материей или просто травой осокой. На голове женщины носили платки, мужчины надевали шапки, картузы из бересты, ткани или кожи, холщовые круглые шапки с тульёй, в виде колпака. Зимой носили меховые шапки.
***
Жилища шорцев
Жизнь народов была оседлой, переселялись всей семьёй на пашню, мужчины уходили в тайгу группами на время охоты. Меняли свои постоянные жилища шорцы редко, если старые пашни были заброшены или после смерти одного из членов семьи. Народ проживал маленькими селениями, особенно это было распространено на юге. Все селения располагались далеко друг от друга и состояли из 10 юрт. Некоторые включали только 3 юрты и назывались в честь старшего родственника. Северные шорцы жили в домах, и их селения разрастались в маленькие деревни. Другой тип селения состоял из нескольких родов или их некоторых представителей. В них было более 10 юрт и домов, название они получали от имени реки или горы, около которой располагалось село.
В конце XIX и начале XX века у шорцев было 2 основных типа жилища: одаг – деревянный шалаш, построенный из досок, жердей и брёвен. Покрывали его берестой, полы были земляные, очаг располагался в центре. Строили такие шалаши на пашнях и в лесах, в качестве временного жилья. В южной Шории шалаш служил шорцам и зимним жилищем. Его утепляли, покрывали двумя слоями бересты, накрывали землёй в качестве утепления. Второй тип жилья – низкая срубная юрта из брёвен, четырёхугольная. Крышу покрывали тоже берестой, очаг делали глинобитный, располагался он у стены слева от входа. Часто для очага делали плетёную трубу из прутьев, тогда он дополнялся двумя досками, обмазанными глиной, которые ставили вертикально к стене. Позднее шорцы ставили избы русского типа, которые в северной Шории практически вытеснили юрты.
У притоков рек на юге деревянных юрт было больше, чем домов. Богатые представители народа строили двухэтажные дома, покрывали их железом и тёсом. Жилища обносили забором из дерева, во дворе строили различные хозяйственные постройки. Внутри дома были обставлены достаточно просто. У богатых обстановка была выполнена в русском типаже, характерном для мещан и зажиточных крестьян. На юге хозяйственные постройки строили в виде срубов из дерева, установленных на четырёх столбах. Здесь хранили зерно, мясо. Амбары строили с крышей, полом и дверью, установлены они были на зарытых в землю четырёх столбах. На севере помимо таких построек были русские амбары. Торговцы строили большие амбары, состоящие из 2 или 3 этажей, крытые железом и тёсом.
***
Семья у шорцев патриархальная и большая. Шорцы делились на роды. Члены рода называли себя «карындаш», родовое собрание являлось высшим органом, на нём решались важные общественные дела, проводились выборы паштыка, раскладка албана и ясака. На общем собрании проводили суд, во время которого народ выбирал 6 человек, чаще это были старики. Эти люди проводили суд вместе с паштыком. После принятия решения спрашивалось мнение народа, если большинство было не согласно, снова проводили разбирательство. Принятое на собрании решение всегда обязательно выполнялось. Основным занятием народа до XIX века была ковка и плавка железа. Особенно развито ремесло было на севере. Шорцы выплачивали дань тюркским каганам изделиями из железа, обменивали их на скот и войлок у кочевников. С XVIII века начали сбывать железные изделия русским купцам, которые называли их кузнецкими людьми, а места, де они проживали, Кузнецкой землёй.
В конце XVIII века кузнечество стало исчезать, так как появилось много привозных изделий. Ослабла связь с кочевниками и усилился контакт с русскими. Основным занятием шорцев стала охота. Поначалу охотились на крупного зверя: лося, марала, оленя, косулю. Постепенно стал популярен пушной промысел и охота на белку, лису, соболя, горностая, рысь, выдру. До XIX века охотились с использованием лука, затем начали применять ружьё, которое получали от русских. В те времена охотой занималось до 90% шорцев. Одним из основных источников питания была рыба, присутствовало собирательство. Женщины собирали корни, клубни, луковицы, стебли сараны, черемши, кандыка, дикого лука, пиона, борщевика. Много собирали ягод и орехов, которые в XIX веке стали продавать. За кедровыми орехами ходили целыми артелями и семьями, жили по несколько недель в тайге. Издавна шорцы занимались бортничеством, позже заимствовали пчеловодство.
В горных и степных районах, на севере было распространено пашенное земледелие. Сеяли в основном пшеницу. Разводили лошадей, передвигались на них в упряжках, на санях и телегах. Женщины ткали из крапивы и конопли, занимались выделкой кожи, из дерева и бересты производили утварь. Мужчины были заняты промыслами, обработкой кожи, рогов и дерева. На табакерки, пороховницы, черенки ножей и другие предметы из дерева наносили художественную резьбу, на кости выжигали. Вышивали, изготавливали предметы из лепной керамики. Сегодня большинство шорцев работает на шахтах, сельское хозяйство, охота и рыболовство остались на втором плане. Старинный образ жизни сохранился только в Шерегеше, где по сей день основным промыслом населения является охота. Большой проблемой современных шорцев является нехватка рабочих мест и отсутствие образования в сёлах. Многие уезжают в города. Те, кто остаётся, занимаются традиционными промыслами и сельским хозяйством.
***
Культура
Фольклор шорцев богат и состоит из самых разных жанров:
сказок
преданий «ербек», «пурунгу чоок»
легенд
охотничьих рассказов
поговорок
песен
загадок «тапкак»
пословиц «кеп сос», «улгер сос».
Героические поэмы и сказания о богатырях занимают важное место среди народных жанров, исполняются они горловым пением «каем» или речитативом и относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Их исполняют под аккомпанемент комуса – щипкового двухструнного инструмента, который делают из ствола кедра или ивы.
Другие музыкальные инструменты народа:
бубен – тююр;
колотушка – орба;
трехструнный инструмент – тулу пуяк;
двухструнный инструмент – кайгомысек;
К большому сожалению, сегодня шорская культура постепенно исчезает. Причиной тому является нарастание урбанистической культуры. Но вместе с тем с 1985 года понемногу начали возобновляться традиционные праздники народа. Они сопровождаются исполнением эпоса, песен и спортивными соревнованиями.
***
Традиции
У народа есть свои праздники:
Шор-Пайрам
Мылтык-Пайрам
Чыл пазы
праздник прародителя Огульдека
весенне-летний праздник Пайрам.
Малтык-Пайрам отмечают 18 января. Это очень интересный праздник. Все едят пельмени с предсказаниями. В каждый пельмень принято класть мелкий предмет, который что-то обозначает и предсказывает, что ждёт человека в этом году.
Чыл пазы, это Новый год, отмечается 20 и 21 марта в день весеннего равноденствия. Все веселятся и ходят в гости, переодеваются в медведей и разных существ (качаган).
Шор-Пайрам является праздником, посвящённым сельскому хозяйству и скотоводству. В этот день помимо традиционного празднования проводится конкурс красоты и конкурс на самую длинную косу.
На праздник Пайрам собираются люди из разных районов области, проводятся различные конкурсы:
лучшее представление национального костюма;
лучший стан;
лучшее исполнение народной песни;
конкурс национальных блюд;
Обязательно проводятся спортивные соревнования по национальным видам спорта:
тебек
куреш
стрельба из лука
камчы.
На празднике выступают народные танцевальные, музыкальные и вокальные коллективы, для зрителей проводится показ различных обрядов.
***
Когда в семье рождался ребёнок, имя ему мог дать любой человек из тех, кто присутствовал при родах. Всегда избегают имён, которые повторяются в роду, особенно среди мужчин. С рождением малыша отец мастерил символьные знаки: если был мальчик, на колыбельную крепили лук, если девочка – берёзку. У кроватки новорожденного ставили оберег от злых духов в виде ножниц с нашитой пуговицей. Большой удачей считается для мужчины жениться на вдове с ребёнком. Это символизирует богатство. У шорцев принято выходит