Русские иконы: образы и символы
Цикл научно-образовательных фильмов, часть III.
#икона@patrologosShow more
Режиссер Татьяна Дьяконова
Оператор Владимир Ярош, Андрей Осин
Место съемки: Великий Новгород. Государственный новгородский музей-заповедник
Фильм 1.
Рассказ о создании коллекции икон Новгородского музея заповедника, которая потерпела значительную утрату во время Второй мировой войны. Новгородский Государственный музей заповедник обладает уникальным собранием древнерусской живописи. Это собрание насчитывает полторы тысячи икон середины XI – начала XX века. Значительная особенность коллекции заключается в том, что здесь собраны памятники, которые были написаны в лучших иконописных мастерских Новгорода, главная из которых была мастерская при Софийском соборе – это мастерская Новгородского владыки, новгородского архиепископа. И это дает возможность проследить историю развития новгородской иконописи проследить все этапы становления и развития новгородской иконы.
Фильм 2.
Продолжение рассказа искусствоведа Ю.Б. Комаровой о собрании икон Новгородского музея-заповедника. На сегодняшний день остается одной из загадочных икон в собрании Новгородского музея – это образ Святителя Николая на круглой доске. Иконы из праздничного чина Софийского собора
Около 1341 г., написанные для возобновляемого иконостаса после пожара в 1339 году Софийского храма по повелению новгородского владыки Василия, которые иллюстрируют основные события из жизни Христа и Богородицы, т.е. это двунадесятые праздники. Некоторые иконы новгородского собрания, написанные в самом конце XIV века, происходят из крупных новгородских храмов. Это, как правило, храмовые образы. И все они свидетельствуют о том, что во второй половине XIV века Новгород вновь испытывал сильное влияние византийской живописи уже палеологовского стиля, т.е. стиль, который существовал в Византии в искусстве Византии этого времени. Например, храмовый образ из церкви Покрова Зверина монастыря, написанная около 1399 года. Это самая древняя новгородская икона на этот сюжет.
Фильм 3.
Временем наивысшего расцвета новгородской живописи по праву считается XV век. И именно в этот период и иконографические схемы, стилистические особенности, эмоциональная выразительность новгородских памятников достигают , своей наивысшей выразительности. К лучшим памятникам, к лучшим образцам новгородского искусства этого времени принадлежат пять икон, происходящих из праздничного чина церкви Успения на Волотовом поле, середина XV в. В самом конце XV столетия, очевидно во время правление Новгородского Владыки Геннадия был написан этот замечательный комплекс небольших иконок – лицевых святцев. Софийские «таблетки» происходят они из Софийского собора в Новгороде. В 1478 году Новгород, как известно, утратил свою самостоятельность, и новгородские земли были присоединены к Московскому княжеству. Ну, и в этот период с начала XVI века постепенно начинается процесс формирования, сложения единого общерусского художественного стиля, и Новгород, естественно, тоже оказывается вовлеченным в этот процесс. Новгородские мастера иконописцы, творчество которых очень высоко ценилось, приглашаются в Москву для работы. Московским художникам заказываются работы для крупнейших Новгородских храмов. Одна из таких икон Богоматерь Владимирская Семиона Яковлева (1561 (?) г.)представлена в собрании Новгородского музея. Икона «Святой Фёдор Стратилат в житии», написанная в 30-40-е годы XVI века, является храмовым образом церкви Фёдора Стратилата на Ручью на Торговой стороне Новгорода.
Фильм 4.
Памятники новгородского средневекового искусства хранятся и экспонируются в крупнейших музейных собраниях Москвы, Петербурга и других городов, но самым крупным и значительным в историко-художественном отношении является собрание икон Новгородского музея-заповедника. Хранитель фонда древнерусской живописи Ю. Б. Комарова рассказывает о многовековом пути новгородской иконописи, показывая ее глубинную связь с важнейшими событиями русской исторической и духовной жизни, и дает яркое представление о новгородской школе иконописи. С конца XIV столетия неотъемлемым элементом каждого древнерусского храма становится высокий многоярусный иконостас.