Фильмы советских кинорежиссеров-экспериментаторов (Эйзентшейн, Кулешов, Пудовкин, Дзига Вертов и другие)
Show more
Принципиальным отличием советского авангарда от предшествующего кино стало использование монтажной эстетики. Если до революции излишнего монтажа старались избегать, то теперь он становится средством создания новой реальности из окружающего мира — важнейшая для киноавангарда идея. Благодаря монтажу кино выходит из павильона.
Не менее важной для авангарда стала установка на эксцентризм и мюзикхоллизацию искусства. Ориентируясь на подчеркнуто низкие жанры кино, авангардисты противопоставляли их старой драме и старой культуре с ее театрами, музеями и соборами. Первые ленты многих авангардных режиссеров были насыщены погонями, трюками и превращениями.
С установкой на эксцентризм вполне согласуется учение Эйзентшейна о «монтаже аттракционов», под которым он подразумевал направленное влияние на эмоции зрителя. Аттракцион — это любой элемент фильма или спектакля (монолог, музыка, образ, костюм, некий трюк, выразительный образ), «подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию». Позже Эйзенштейн выдвинет теорию «интеллектуального монтажа», который построен по принципу ассоциаций.
Киноавангардисты много и охотно пишут манифесты. Свои манифесты есть у Кулешова, ФЭКС , Киноэкспериментальной мастерской, группы Вертова, программные статьи пишет Эйзенштейн, однако практика зачастую опровергает выдвинутые заявления. Первые опыты большинства авангардистов обычно весьма радикальны, но вслед за ними следует более милосердное к зрителю кино.
Для понимания советского киноавангарда нужно учитывать, что это искусство было полностью революционным. Значимость кинематографа в деле революции подчеркивал Ленин, говоря Луначарскому о «важнейшем из искусств», а Троцкий написал статью «Водка, церковь и кинематограф», в которой доказывал, что кинематограф — «великий конкурент не только кабака, но и церкви». Хотя вожди революции подразумевали прежде всего документальные и культурно-просветительские ленты, молодые кинематографисты с энтузиазмом воспринимали происходящие перемены, видя в революции великое обновление мира, а также возможность освободиться из-под власти отцов, иерархий и авторитетов. Неслучайно в историко-революционных эпопеях середины — второй половины 1920-х главным героем становится не вождь, а масса или отдельные ее прозревающие представители. К середине 1920-х историко-революционный фильм становится одним из важнейших жанров авангарда. Для жанра характерны обобщения, попытка не только реконструировать события революции, но и показать ее неизбежность, обращение к ярким образам и метафорам.
Советский авангардный кинематограф стремится стать искусством своей эпохи, а потому особый интерес проявляется к картинам на современную тематику. Прежде всего речь идет об эксцентрических и сатирических комедиях и комедийных мелодрамах, но возможны и другие варианты. Но современность советского авангарда очень избирательна. В 1920-е это почти всегда город. Именно город становится идеальным кинематографическим пространством. Деревня, почти непригодная для изображения в монтажной эстетике, обычно появляется в документальных лентах или фильмах, рассчитанных на массовую аудиторию, но представители «высокого авангарда», такие как Эйзенштейн, ее не слишком понимают и смотрят на нее несколько свысока. (Максим Семенов)
Фильмы
1. Новый Вавилон (1929) Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
2. Человек с киноаппаратом (1929) Дзига Вертов
3. Мать (Горький) (1926) Всеволод Пудовкин
4. Иван Грозный (1944) Сергей Эйзенштейн
5. Гибель сенсации. Робот Джима Рипль (Карел Чапек) (1935) Александр Андриевский
6. Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930) Дзига Вертов
7. Броненосец «Потемкин» (1925) Сергей Эйзенштейн
8. Путевка в жизнь (1931) Николай Экк
9. По закону (Джек Лондон) (1926) Лев Кулешов
10. Великий утешитель (О'Генри) (1933) Лев Кулешов
1. Новый Вавилон (1929) Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Историко-революционная эпопея Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Шедевр советского авангарда. ФЭКСы создавали «Новый Вавилон» под влиянием идеи интеллектуального кино, выдвинутой Эйзенштейном, но в отличие от него уделяли серьёзное внимание работе с актерами. Фильм имел огромный успех в нашей стране и за рубежом.
Франция в 1870-е годы. Юная продавщица Луиза, стоявшая за прилавком огромного парижского магазина «Новый Вавилон», приходит на баррикады Парижской коммуны, а её возлюбленный, солдат Жан, изменяет себе и становится в ряды карателей.
Фильм напоён любовными реминисценциями из великой французской культуры XIX века — Гюго, Золя, живописи импрессионистов. В его кадрах живут традиции Мане, Ренуара, Дега, Писсаро, острого и язвительного Лотрека, даже «голубого» Пикассо.
2. Человек с киноаппаратом (1929) Дзига Вертов
Бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссера Дзиги Вертова. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времен. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен.
«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «кино-глаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра. Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.
3. Мать (Горький) (1926) Всеволод Пудовкин
Всеволод Пудовкин со сценаристом Н. Зархи взяли за основу сюжет романа Максима Горького «Мать». Стареющая мать Павла Власова, немая в потемках быта и поднимающаяся просветлением чувств и инстинктом правды жизни к молодому мирскому делу, – эта трогательная, каждому понятная и очень многим родная лирическая тема послужила проводником мысли режиссера к сердцу зрителя. Не сама Пелагея Власова была целью режиссера, а – лицо эпохи, лицо матери множества Павлов Власовых. Жизнь Пелагеи связала сегодняшние чувства с нашими воспоминаниями о 1905–1906 годах, ввела в интимное ощущение жизни всей большой семьи рабочих, поднявшей предоктябрьский канун. Лирика отдельных индивидуальностей, их горе, драмы, любовь, подъем – слились в героический эпос эпохи. Любовь и гнев – глубокие и страстные чувства этой ленты. Гнев на тот быт. Любовь. К человеку, поднимающемуся от грязи и темноты, разламывающему свою тюрьму, вместе с людскими массами, двинувшимися, подпирающими грудью друг друга, как весенний ледоход по половодью.
4. Иван Грозный (1944) Сергей Эйзенштейн (1 серия)
Последний фильм Сергея Эйзенштейна, шедевр советского и мирового кинематографа. По итогам собрания критиков в журнале «Сайт энд Саунд» в 1962 году назван седьмым среди десяти лучших фильмов мира; по опросу киноведов мира в 1978 году — восьмым среди ста лучших лент. Фильм перешел в общественное достояние.
Картина, ставшая одним из самых значительных событий мирового кино, повествует о борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, — о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.
5. Гибель сенсации. Робот Джима Рипль (Карел Чапек) (1935) Александр Андриевский
Вольная экранизация пьесы Карела Чапека «R. U. R.». Ученый-идеалист Джим Рипль создает роботов для облегчения труда рабочих. Роботы оказываются очень эффективны и капиталисты хотят полностью заменить ими рабочих на фабриках. Начинаются забастовки. Для усмирения рабочих капиталисты делают из роботов бесстрастных карателей. Изобретатель пытается препятствовать этому, но погибает. Однако рабочие находят способ перехватить управление роботами.
6. Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930) Дзига Вертов
Один из первых звуковых документальных фильмов. До прихода в кино звука Дзига Вертов уже делал попытки монтажа с учетом «звучания» немых кадров.
В начале 1930-х режиссер делает еще одно открытие, оказавшееся революцией в звуковом кино: его группа не только записала подлинные шумы и звуки, она впервые осуществила серию синхронных съемок — одновременную съемку изображения с записью звука. Дзига Вертов стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми. Фильм «Симфония Донбасса» проложил дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию.
7. Броненосец «Потемкин» (1925) Сергей Эйзенштейн
Немой исторический художественный фильм, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
У фильма было несколько музыкальных сопровождений. Из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.
8. Путёвка в жизнь (1931) Николай Экк
Первый советский художественный звуковой фильм. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу.
В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников — шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. Что с такими делать?
9. По закону (Джек Лондон) (1926) Лев Кулешов
Шедевр немого кинематографа «По закону» снят новатором раннего советского кино Львом Кулешовым по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». В данном случае, оговорка «по мотивам» существенна, поскольку Кулешов изменил финал своей картины по сравнению с ее литературным источником. Кулешов усмотрел возможность спроецировать рассказ Дж. Лондона на все общество в целом, акцентируя при этом внимание на темах закона и морали.
«Постановки фильма режиссер добивается с трудом: на студии не верят, что можно поставить фильм в одной декорации с тремя актерами и при этом удержать внимание зрителя».
10. Великий утешитель (О'Генри) (1933) Лев Кулешов
В основе фильма — факты из биографии американского писателя О'Генри и две его новеллы. Обыкновенная продавщица Дулси мечтает о необыкновенно прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера — «великого утешителя» мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме.
Док. цикл «Звезды русского авангарда»: vk.com/wall-52526415_28843
Серии посвящены уникальным отечественным кинорежиссерам-экспериментаторам, фильмы которых, представлены в нашей подборке
Материал подготовлен сообществом @club52526415 (Art Traffic. Культура. Искусство
Show more
Принципиальным отличием советского авангарда от предшествующего кино стало использование монтажной эстетики. Если до революции излишнего монтажа старались избегать, то теперь он становится средством создания новой реальности из окружающего мира — важнейшая для киноавангарда идея. Благодаря монтажу кино выходит из павильона.
Не менее важной для авангарда стала установка на эксцентризм и мюзикхоллизацию искусства. Ориентируясь на подчеркнуто низкие жанры кино, авангардисты противопоставляли их старой драме и старой культуре с ее театрами, музеями и соборами. Первые ленты многих авангардных режиссеров были насыщены погонями, трюками и превращениями.
С установкой на эксцентризм вполне согласуется учение Эйзентшейна о «монтаже аттракционов», под которым он подразумевал направленное влияние на эмоции зрителя. Аттракцион — это любой элемент фильма или спектакля (монолог, музыка, образ, костюм, некий трюк, выразительный образ), «подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию». Позже Эйзенштейн выдвинет теорию «интеллектуального монтажа», который построен по принципу ассоциаций.
Киноавангардисты много и охотно пишут манифесты. Свои манифесты есть у Кулешова, ФЭКС , Киноэкспериментальной мастерской, группы Вертова, программные статьи пишет Эйзенштейн, однако практика зачастую опровергает выдвинутые заявления. Первые опыты большинства авангардистов обычно весьма радикальны, но вслед за ними следует более милосердное к зрителю кино.
Для понимания советского киноавангарда нужно учитывать, что это искусство было полностью революционным. Значимость кинематографа в деле революции подчеркивал Ленин, говоря Луначарскому о «важнейшем из искусств», а Троцкий написал статью «Водка, церковь и кинематограф», в которой доказывал, что кинематограф — «великий конкурент не только кабака, но и церкви». Хотя вожди революции подразумевали прежде всего документальные и культурно-просветительские ленты, молодые кинематографисты с энтузиазмом воспринимали происходящие перемены, видя в революции великое обновление мира, а также возможность освободиться из-под власти отцов, иерархий и авторитетов. Неслучайно в историко-революционных эпопеях середины — второй половины 1920-х главным героем становится не вождь, а масса или отдельные ее прозревающие представители. К середине 1920-х историко-революционный фильм становится одним из важнейших жанров авангарда. Для жанра характерны обобщения, попытка не только реконструировать события революции, но и показать ее неизбежность, обращение к ярким образам и метафорам.
Советский авангардный кинематограф стремится стать искусством своей эпохи, а потому особый интерес проявляется к картинам на современную тематику. Прежде всего речь идет об эксцентрических и сатирических комедиях и комедийных мелодрамах, но возможны и другие варианты. Но современность советского авангарда очень избирательна. В 1920-е это почти всегда город. Именно город становится идеальным кинематографическим пространством. Деревня, почти непригодная для изображения в монтажной эстетике, обычно появляется в документальных лентах или фильмах, рассчитанных на массовую аудиторию, но представители «высокого авангарда», такие как Эйзенштейн, ее не слишком понимают и смотрят на нее несколько свысока. (Максим Семенов)
Фильмы
1. Новый Вавилон (1929) Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
2. Человек с киноаппаратом (1929) Дзига Вертов
3. Мать (Горький) (1926) Всеволод Пудовкин
4. Иван Грозный (1944) Сергей Эйзенштейн
5. Гибель сенсации. Робот Джима Рипль (Карел Чапек) (1935) Александр Андриевский
6. Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930) Дзига Вертов
7. Броненосец «Потемкин» (1925) Сергей Эйзенштейн
8. Путевка в жизнь (1931) Николай Экк
9. По закону (Джек Лондон) (1926) Лев Кулешов
10. Великий утешитель (О'Генри) (1933) Лев Кулешов
1. Новый Вавилон (1929) Григорий Козинцев и Леонид Трауберг
Историко-революционная эпопея Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Шедевр советского авангарда. ФЭКСы создавали «Новый Вавилон» под влиянием идеи интеллектуального кино, выдвинутой Эйзенштейном, но в отличие от него уделяли серьёзное внимание работе с актерами. Фильм имел огромный успех в нашей стране и за рубежом.
Франция в 1870-е годы. Юная продавщица Луиза, стоявшая за прилавком огромного парижского магазина «Новый Вавилон», приходит на баррикады Парижской коммуны, а её возлюбленный, солдат Жан, изменяет себе и становится в ряды карателей.
Фильм напоён любовными реминисценциями из великой французской культуры XIX века — Гюго, Золя, живописи импрессионистов. В его кадрах живут традиции Мане, Ренуара, Дега, Писсаро, острого и язвительного Лотрека, даже «голубого» Пикассо.
2. Человек с киноаппаратом (1929) Дзига Вертов
Бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссера Дзиги Вертова. В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времен. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времен.
«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «кино-глаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра. Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.
3. Мать (Горький) (1926) Всеволод Пудовкин
Всеволод Пудовкин со сценаристом Н. Зархи взяли за основу сюжет романа Максима Горького «Мать». Стареющая мать Павла Власова, немая в потемках быта и поднимающаяся просветлением чувств и инстинктом правды жизни к молодому мирскому делу, – эта трогательная, каждому понятная и очень многим родная лирическая тема послужила проводником мысли режиссера к сердцу зрителя. Не сама Пелагея Власова была целью режиссера, а – лицо эпохи, лицо матери множества Павлов Власовых. Жизнь Пелагеи связала сегодняшние чувства с нашими воспоминаниями о 1905–1906 годах, ввела в интимное ощущение жизни всей большой семьи рабочих, поднявшей предоктябрьский канун. Лирика отдельных индивидуальностей, их горе, драмы, любовь, подъем – слились в героический эпос эпохи. Любовь и гнев – глубокие и страстные чувства этой ленты. Гнев на тот быт. Любовь. К человеку, поднимающемуся от грязи и темноты, разламывающему свою тюрьму, вместе с людскими массами, двинувшимися, подпирающими грудью друг друга, как весенний ледоход по половодью.
4. Иван Грозный (1944) Сергей Эйзенштейн (1 серия)
Последний фильм Сергея Эйзенштейна, шедевр советского и мирового кинематографа. По итогам собрания критиков в журнале «Сайт энд Саунд» в 1962 году назван седьмым среди десяти лучших фильмов мира; по опросу киноведов мира в 1978 году — восьмым среди ста лучших лент. Фильм перешел в общественное достояние.
Картина, ставшая одним из самых значительных событий мирового кино, повествует о борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси, об одной из самых сложных, мощных и противоречивых личностей, — о царе Иоанне Васильевиче, вошедшем в историю под именем Грозный.
5. Гибель сенсации. Робот Джима Рипль (Карел Чапек) (1935) Александр Андриевский
Вольная экранизация пьесы Карела Чапека «R. U. R.». Ученый-идеалист Джим Рипль создает роботов для облегчения труда рабочих. Роботы оказываются очень эффективны и капиталисты хотят полностью заменить ими рабочих на фабриках. Начинаются забастовки. Для усмирения рабочих капиталисты делают из роботов бесстрастных карателей. Изобретатель пытается препятствовать этому, но погибает. Однако рабочие находят способ перехватить управление роботами.
6. Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930) Дзига Вертов
Один из первых звуковых документальных фильмов. До прихода в кино звука Дзига Вертов уже делал попытки монтажа с учетом «звучания» немых кадров.
В начале 1930-х режиссер делает еще одно открытие, оказавшееся революцией в звуковом кино: его группа не только записала подлинные шумы и звуки, она впервые осуществила серию синхронных съемок — одновременную съемку изображения с записью звука. Дзига Вертов стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми. Фильм «Симфония Донбасса» проложил дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию.
7. Броненосец «Потемкин» (1925) Сергей Эйзенштейн
Немой исторический художественный фильм, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времен и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссеров и публики.
Сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино.
У фильма было несколько музыкальных сопровождений. Из них — музыка Эдмунда Майзеля и Дмитрия Шостаковича.
8. Путёвка в жизнь (1931) Николай Экк
Первый советский художественный звуковой фильм. В 1932 году фильм заслужил награду I Международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу.
В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников — шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. Что с такими делать?
9. По закону (Джек Лондон) (1926) Лев Кулешов
Шедевр немого кинематографа «По закону» снят новатором раннего советского кино Львом Кулешовым по мотивам рассказа Джека Лондона «Неожиданное». В данном случае, оговорка «по мотивам» существенна, поскольку Кулешов изменил финал своей картины по сравнению с ее литературным источником. Кулешов усмотрел возможность спроецировать рассказ Дж. Лондона на все общество в целом, акцентируя при этом внимание на темах закона и морали.
«Постановки фильма режиссер добивается с трудом: на студии не верят, что можно поставить фильм в одной декорации с тремя актерами и при этом удержать внимание зрителя».
10. Великий утешитель (О'Генри) (1933) Лев Кулешов
В основе фильма — факты из биографии американского писателя О'Генри и две его новеллы. Обыкновенная продавщица Дулси мечтает о необыкновенно прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера — «великого утешителя» мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме.
Док. цикл «Звезды русского авангарда»: vk.com/wall-52526415_28843
Серии посвящены уникальным отечественным кинорежиссерам-экспериментаторам, фильмы которых, представлены в нашей подборке
Материал подготовлен сообществом @club52526415 (Art Traffic. Культура. Искусство