Исполняется 50 лет первому полету серийного Ил-76!
5 мая 1973 года с аэродрома Ташкентского авиационного
Show more производственного объединения имени В. П. Чкалова (ТАПОиЧ) впервые поднялся в небо первый серийный самолет Ил-76 (борт 0104), собранный советскими авиастроителями.
С этого времени «семьдесят шестые» стали основной продукцией ташкентского авиазавода и выпускались вплоть до 2008 года. Всего за годы производства здесь было построено 955 самолетов, из них более ста отправлено на экспорт. В лучшие времена завод выпускал более 70 машин в год.
О том, как удалось за 4 года внедрить тяжелый транспортник на производстве, как в кратчайшие сроки были проведены все необходимые испытания нового самолета, рассказал непосредственный участник тех событий, заместитель председателя научно-технического совета ПАО «Ил» Николай Дмитриевич Таликов:
"Решение о разработке тяжелого реактивного транспортного Ил-76 было принято в 1967 году. Тогда же определили и предприятие, на котором предполагалось выпускать самолет – ТАПОиЧ, один из двух крупнейших авиазаводов СССР.
Ташкентский авиазавод стал готовить свои производственные площадки для столь масштабной работы заранее, с 1969 года.
Техническую документацию одновременно отправляли и на опытное производство «Ильюшина», где велась сборка первых самолетов, и на серийное в ТАПОиЧ. На предприятии было развернуто наше представительство, в котором постоянно находились конструкторы ОКБ. Возглавлял его ведущий конструктор «Ильюшина» Владимир Иванович Воронин.
С начала 1973 года представители нашего ОКБ, я в том числе, участвовали в сдаче и приемке борта. Ведущим инженером был назначен Валентин Сергеевич Кругляков, старшим наземным авиатехником – Владимир Васильевич Лебедев. В апреле 1973-го первый серийный самолет практически был готов к полету, его цеховые и наземные испытания завершены.
5 мая 1973 года стояла великолепная погода, все службы были готовы к выполнению первого полета. Присутствовало высшее руководство Узбекистана, включая первого секретаря компартии Шарафа Рашидовича Рашидова, руководство Министерства авиационной промышленности и, конечно, генеральный конструктор «Ила» Генрих Васильевич Новожилов.
Командиром экипажа был назначен Александр Михайлович Тюрюмин, опытнейший летчик, который испытывал самолеты Ил-18, Ил-62, участвовал в летных испытаниях первых Ил-76.
Позже, в 1974 году, Тюрюмин получил звание «Заслуженный летчик-испытатель», а два года спустя, когда завершились все испытания и самолет уже принимали на вооружение — звание Героя Советского Союза «за испытания и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм».
Экипаж Александра Михайловича успешно выполнил первый полет. Этот день, по сути дела, стал праздником для всей республики.
Осенью 1973 года борт приступил к программе летных испытаний по боевому применению – десантирование личного состава, грузов, перевозка техники и т. д. На учениях Одесского военного округа было выполнено десантирование личного состава в количестве 115 человек.
Этапы заводских и государственных испытаний были завершены в 1974 году. Всего на самолетах Ил-76 в рамках проведения госипытаний было выполнено 964 полета с налетом 1676 часов.
Все испытания были проведены в основном на первых четырех машинах. Они использовались как опытные самолеты очень долго.
Вскоре первые Ил-76 поступили в 339-й военно-транспортный ордена Суворова III степени авиационный полк.
Запуск самолета в серийное производство в столь короткое время стал возможным благодаря ответственной и самоотверженной работе сотрудников ОКБ и серийного завода."
Интересна дальнейшая судьба первого серийного самолета. В 1975 году он побывал на авиасалоне в Ле Бурже. А вскоре после возвращения из Франции на нем было установлено 25 мировых рекордов. В 1977 году с этого же самолета спортсменками-парашютистками ВДВ были совершены рекордные прыжки с парашютом из стратосферы с высоты 15700 метров. Этот рекорд не побит до сих пор.
Самолет летал до 1982 года, до постройки Ил-76МД, после чего испытания были продолжены уже на новой машине.
Позднее производство ильюшинского транспортника было перенесено на ульяновский авиазавод, где сейчас серийно производится новейшая модификация Ил-76МД-90А и создается новая история ильюшинских транспортников.