Основы духовного делания. Лекция 24. Иисусова молитва
Человек шепчет слова, он не нуждается в громком произнесении слов, он не нуждается в написанном тексте, слова идут из сердца, и обычноShow more человек стоит на коленях, преклоняя голову вниз. Периодически. Это значит, что это некое естественное положение, которое принимает молящийся человек. Он естественным образом пытается занять собранное положение, и сама молитва учит его не произносить громких слов. Потому что молитва происходит из сердца. Исаак Сирин говорит, что в совершенная молитва не нуждается в движении уст, она совершается сугубо умом и вообще всё тело никак в этом как бы не участвует внешне. Человек как будто вообще погрузился в сон, но на самом деле он молится. Но, мы про это не будем говорить...
Человек естественным образом так произносит молитву, что ее шепчут только уста, тело собрано и как правило колено преклонено, и голова очень часто опускается вниз, она распростирается долу, она касается лбом земли. Это значит, что молитве учит сам Бог.
Пророк Илия преклоняет колени и молится. Он склоняет лицо, опускает на колени. Т.е. он сам садится на колени, становится на колени, и лицо опускает низко, касаясь лбом коленей. И вот в этом состоянии он молится. Состояние тоже всем молитвенно знакомо. Человек, стоящий на коленях, опустивший голову вниз, в самый низ, насколько... совершенно сгорбленный, точнее собранный. Человек сложился, он собрал себя в комок. И из этого состояния он и начинает молиться. Вот именно это состояние принимает тело человека в подлинной молитве. Это ветхий завет.
В новом завете мы увидим тоже самое: что человек, особенно что называется исихасты, человек, сидящий на очень низком стульчике, чурбачке или камешке и опускающий голову вниз. Т.е. человек максимально собранный, на коленях стоять долго очень тяжело, и люди для долгой молитвы выбрали положение очень низкого сидения, потому что на высоком неудобно сидеть, а низенького сидения, на котором человек тоже складывается в это молитвенное действие. Почему он складывается - мы потом разберем. Мне главное пока отметить, что это именно естественное положение. Т.е. везде мы встречаем такой образ молитвы.
Уже в новом завете есть два естественных положения тела, которые неестественные, не традиционные, но нам известны. Первое положение очень редко употребляется - это положение полностью распростертого тела, когда человек лежит. Либо просто лежит, либо распростерев руками. Такое практиковалось у сирийских монахов, и они в этом положении молились как бы по образу Христа. Это мало популярное положение. А второе - это аранта. Когда человек стоит с воздетыми руками, то что мы видим на литургии во время особых моментов. Когда человек воздевает руки вверх. В таком положении человеческое тело вытянуто в струнку, оно всё устремлено к небу, но пребывать в таком положении долго человек не сможет. Физически это нестабильное положение. Научиться молитве в таком положении не возможно.
И поэтому если вы рассмотрите положение тела для молитвы, вот то положение, которое мы видим в ветхом завете и то положение, которое мы читаем в у святых нового завета, мы видим, что это положение связано со складыванием человека, с группировкой человека. Человек собирает себя в некий центр, он складывает себя как гармошку, для того, чтобы стать максимально сложенным, максимально собранным настолько, насколько позволяет его естество, насколько позволяет его тело. Но всегда эта собранность именно обусловлена потребностями молитвы. Мы говорили, что для молитвы главное – собирание ума. Второе действие – это собирание, т.е. низведение ума в сердце. И только тогда, когда ум собирается в сердце в самом прямом смысле этого слова, не в то, что мы называем сердцем, а то, что является сердцем по существу - сердцевиной человека. Не органом, который гоняет кровь, а само середина, средоточие, само существо человека, вот туда собирается ум, туда собирается воля. Вот из этого единого центра человека и возносится молитва. Вот тогда молитва действительно является молитвой.
Т.е. это собранное положение было известно испокон века. Примерно так молился Христос во время Гефсиманского моления: он стоит на коленях, он опускает голову вниз, периодически с коленей воздевая руки к небу очевидно, скорее всего. В этом молитвенном состоянии Он пребывал некоторое время очень напряженно в Гефсиманском молении. Очевидно, так Он молился, когда уходил в горы каждую ночь, уединяясь от своих учеников. Во всех положениях, где мы встречаемся с молитвенной практикой, именно молитвенной, а не практикой, где читают тексты, где совершают службу, всегда мы видим это собранное человеческое тело, стоящее на коленях.
В поздние времена это породило представление об униженном состоянии человека: о том, что Бог – это царь и деспот, а человек всегда перед ним распростертый вниз. На самом деле это никак не выражает мое отношение к Богу, просто это состояние тела, которое максимально соответствует собственно молитве. В этом состоянии удобнее молиться. Именно, совершая молитву как она есть, а не просто произнося слова своими устами. И человек изображался и действительно был в таком состоянии не потому что он раболепствовал перед Богом, а потому что это состояние подлинной нормальной молитвы, где его рабское состояние вообще никак не фиксируется и не имеет никакого отношения. Это просто человек собран. С этим положением тела и с этой молитвой – это стало обращением к Богу призыванием того Имени про которое сказано, что «нет другого Имени, которым бы мог человек спастись» - призывание имени Иисуса Христа.
Чем важна и нужна эта молитва сейчас современному человеку. Два акцента важны в Иисусовой молитве. Первое – это призывание имени. Оно чрезвычайно важно. Главным является призывание имени Господа Иисуса Христа. Это Имя которым спасается человек. Призывание Бога есть чрезвычайно важной частью молитвы. Вторая часть молитвы – это «помилуй мя грешного». Т.е. сама просьба к этому Спасителю заключается в слове «помилуй мя». «Грешный» – не «грешный» - тут по разному варианты, но главное «помилуй меня». И с этой второй частью Иисусовой молитвы есть некоторые сложности или особенности. Потому что само ее содержание обусловлено тем, что человек просит Господа о милости.
Если человек не просит, не чувствует потребности в милости Божьей – эта молитва не работает. Она ничего не дает. Т.е. если сердце его отравлено не желанием милости, а желанием мести, желанием, например он вовсе не знает о милости, он думает о другом, например о том, чтобы ребенок у него учился хорошо. Конечно, в сущности, это тоже просьба о милости, но он этой милости не чувствует, он хочет, чтобы милость была не к нему, а к его сыну. Или, например, он боится, и у него страх, и он не знает, этот страх от чего зависит. Это тоже милость. В итоге-то всё, что нужно человеку – это милость Божья, но не каждый это чувствует. Многие чувствуют иначе. И вот разница современного верующего человека в том, что для них ощущения, чувства, потребности в милосердии в милости Божьей было актуально, а для нас нет. Они чувствовали эту потребность в милости, произнеся молитву, они действительно просили о милости. Ничего другого они и не знали, о чем просить. Неважно, что они вкладывали в понятие этой милости, но они ее искали, о ней просили, поэтому молитва была действительно сердечная, они чувствовали, что нуждаются в милости, и потому молитва работала. А сейчас современный человек не чувствует потребности в милости. Современный человек требует, а не просит. Он убежден, что Бог ему должен. И он не чувствует ни своей вины перед Богом, ни своей ответственности перед Богом. «За что меня миловать, я что, виноват что ли? Почему мне нужна милость? Человек, заквашенный на гордыни, его сердце скрипит, когда оно произносит выражение «Помилуй мя». Если произносить эту молитву терпеливо и медленно под хорошим духовным руководством, при соответсвующих обстоятельствах, то она может человека научить, смирить настолько, что он будет чувствовать потребность в милости Божей и будет произносить свои слова действительно от сердца. Действительно будет взыскивать милости. Не сразу, но годика через два он этому научится.
Но в том-то и дело, что всех перечисленных условий здесь нет. Нет ни руководителя, нет ни тишины, нет ни условий, для того, чтобы произнести, ни время путевого, а в результате эта молитва для него просто ничего не значит. Для сердца его ничего не значит. Зато для людей, которые начинают произносить Иисусову молитву, она очень много значит для ума, точнее для рассудка. Человек читал в книгах , что святые отцы с помощью молитвы достигли удивительных вещей. Кто-то стал прозорливым, кто-то стал пророком, кто-то исцелял людей, кто-то стал святым, кто-то страсти преодолел. И он начинает заниматься этой молитвой НЕ ПОТОМУ, что хочет быть помилован, а для того, чтобы достичь результата. Т.е. для него это как спортивное упражнение, от которого он ждет результат. Т.е. по сути дела молитва становится магическим упражнением, в котором он хочет добиться определенного приращения к себе чего-то, каких-то даров, каких-то особенностей. Он не молится этой молитвой. Он ее читает. И поэтому молитва Иисусова в нашем обществе, при таком к ней отношении она очень часто вредит.
Сама Иисусова молитва ничего в себе опасного не содержит. Это миф, это страшилки, это суеверные росказни. Что если я начал молиться словами Иисусовой молитвы вмсто слов молитвы «Отче наш» что я могу себе повредить – это страшное суеверие. Это до какой степени ожесточились сердца человека. Чем молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня» может мне повредить? А молитва «Господи Иисусе Христе Боже Отче Вседержителю помоги там и спаси меня, какую-нибудь молитву пространную» она мне не повредит? Чем молитва Иисусова отличается от любой другой, кроме тем, что она короче? Этого суеверия никогда не было в древности. В 19 веке его никогда не было. Мы же приступая к Иисусовой молитве начинаем ей заниматься. Именно как приступают к чтению мантр, магией. Мы надеемся достичь результата. Но молитва не направлена на результат. Молитва есть крик души, вопль сердца из нашего падшего, нуждающегося в помиловании состояния. Это состояние моей души, оно ничего другого не ищет, кроме как Милость. Как только начинаю искать что-то, кроме милости, я уже не молюсь, я чего-то пытаюсь у Бога получить с помощью какого-то магического действия. Я буду читать молитвы, а ты мне дай то; я буду читать молитвы, а ты измени у меня это.
И это отношение человека к этой молитве, что будто это «сильная молитва», она делает то-то то-то с человеком. Я буду ей заниматься. А сеймейным нельзя, все дети заболеют…». Господи помилуй, от чего? От того, что человек призывает имя Господа в свою жизнь? Но вот такое суеверие. Оно не на пустом месте построилось. Но оно построилось на непонимании того, что происходит. Вот человек начал «заниматься» молитвой Иисусовой. Не молиться Богу, а «заниматься» Иисусовой молитвой. Т.е. он ждет получить от нее результат. Это фундамент гордостный. Он хочет результат. Он хочет чего-то у Бога таким образом получить. Вместо буквально самого процесса. Ты молись, чтобы быть помилованным, больше ничего в этой молитве нет. Но человек хочет получить результат. Это гордость. Он ищет, а ничего не дается. Он уже полгода молится, а ничего не происходит. Он уходит в затвор вместо того, чтобы служить ближнему, что является фундаментом молитвы. Вместо того, чтобы верить и творить волю Божью, он замыкает себя от всех, он никому не служит, он со всеми поссорился, думая, что они мешают ему молиться. И таким образом гордость его становится еще больше. И вот на эту гордость и приходят бесовские искушения. Для того, чтобы смирить человека. Если он сразу понимает и смиряется, открывает двери своей комнаты и выходит к маме, чтобы помыть посуду, тогда это всё выправится. Но он вместо этого говорит: «Вот до чего дошли. Бесы мне мешают. Это всё они». Т.е. внутренне он не на Бога надеется, и не Богу молится, он на самом деле из себя выжимает все силы, чтобы победить бесов. Он надеется своей силой, но с помощью молитвы, молитвы как действия, а не молитвы, как общения с Богом, не на Бога он надеется, а на свою молитву он надеется. И он своей молитвой хочет победить бесовские искушения. Естественно, он погрязает в этом поуши, и постепенно либо становится невыносимым гордецом, либо прелестником, либо сходит с ума, либо еще что-то. И говорят после этого: вот молитва до чего довела. Не может молитва ни до чего, кроме Бога довести. Доводит гордыня, а не молитва. Непослушание, нелюбовь, немилосердие, неслужение ближним доводит до такого, а не молитва.
И вот это совершенное непонимание вещей приводит к тому, что те люди, которые спрашивают: «А можно ли мне заниматься молитвой, их сразу пугают: «Да ты что, это страшная вещь, ни в коем случае. Иди Псалтырь читай», не давая возможность человеку погрузиться в то молитвенное делание, которое могло бы созидать его душу. А человек, который не боится, «Я всё смогу», он надеется на себя: я не женат, у меня священник, у меня книги». Всё самонадеянность. Кончится плохо.
Потому что люди возомнили, что эта молитва особенная. А это просто молитва. В ней самой по себе нет никакой особой силы. Единственное что в ней есть – это краткость, емкость молитвы, где в коротких словах вся суть заключена. Наделяя какую-то молитву особенным статусом, особенной силой, он уже относится к ней как к магическому средству. Относясь к молитве как к магическому средству, естественно он попадает в ловушку гордыни и самонадеянности.
Есть такая книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». В ней приводится способ творения Иисусовой молитвы как упражнения, как делания, как инструмента. Никак молитвы, а именно того что как человек, используя Иисусову молитву как инструмент доходит до вершин каких-то духовных даров. Эта книжка кому-то помогла, кому-то помешала, но важно понимать, что в ней описано. Там приводится практика, когда человек непрестанно, очень быстро повторяет слова Иисусовой молитвы, чтобы таким частым повторением прогнать из головы разные помыслы. Вообще чтобы голова ничем не была занята. Постоянно повторять, повторять, повторять, чтобы вообще всё выбросить из головы. Пять тысяч молитв, десять тысяч молитв, и, в конце концов, человек доводит до того, что он становится действительно светлым, хорошим, чистым. И многие люди в нашей действительности пытаются это сделать. Это не работает. Это работало только в этом описанном случае, и в тех случаях, которые подобны этому. Потому что этот человек 1) очень простой, он не образованный, у него нет двух институтских дипломов, он не учился в образовательной школе, он не читал романов, не смотрел кино. Он обычный простой русский человек, с детства воспитанный в вере, не сделавший великих грехов, и не разрушивший собственного ума множеством разных культурных впечатлений.
2) второе: он один. У него нет семьи, нет детей, мужей, которых надо кормить. Ему не надо ни о ком заботиться.
3)он живет в мире, где нет раздражающих, соблазняющих элементов. Он не встречает соблазнов, а встречает православное общество. Т.е. это совсем другая среда, он другой человек.
Когда такие ситуации совпадают, такой способ может помочь. Во всех остальных случаях он не работает. И это скорее исключительный способ творения молитвы. А традиционный, как это и учили все святые, начиная с Василия Великого – это ВНИМАТЕЛЬНОЕ, ВДУМЧИВОЕ произнесение этой молитвы. Чтобы каждое слово было произнесено внимательно и никуда бы ум не развлекся, потому что только таким образом наш душевно отравленный ум можно постепенно очистить, уцеломудрить, сделать его более духовным, более сосредоточенным, более внимательным. Только это. Сам по себе ум не готов. В нем столько впечатлений, столько памятных событий, совершенно никак не связанных с духовностью, столько художественных образов, столько чувств, страстей, переживаний, именно в уме, что простым повторением молитвы…язык то привыкнет говорить, а с умом ничего не произойдет. Вот этот элемент нужно помнить.
Человек шепчет слова, он не нуждается в громком произнесении слов, он не нуждается в написанном тексте, слова идут из сердца, и обычноShow more человек стоит на коленях, преклоняя голову вниз. Периодически. Это значит, что это некое естественное положение, которое принимает молящийся человек. Он естественным образом пытается занять собранное положение, и сама молитва учит его не произносить громких слов. Потому что молитва происходит из сердца. Исаак Сирин говорит, что в совершенная молитва не нуждается в движении уст, она совершается сугубо умом и вообще всё тело никак в этом как бы не участвует внешне. Человек как будто вообще погрузился в сон, но на самом деле он молится. Но, мы про это не будем говорить...
Человек естественным образом так произносит молитву, что ее шепчут только уста, тело собрано и как правило колено преклонено, и голова очень часто опускается вниз, она распростирается долу, она касается лбом земли. Это значит, что молитве учит сам Бог.
Пророк Илия преклоняет колени и молится. Он склоняет лицо, опускает на колени. Т.е. он сам садится на колени, становится на колени, и лицо опускает низко, касаясь лбом коленей. И вот в этом состоянии он молится. Состояние тоже всем молитвенно знакомо. Человек, стоящий на коленях, опустивший голову вниз, в самый низ, насколько... совершенно сгорбленный, точнее собранный. Человек сложился, он собрал себя в комок. И из этого состояния он и начинает молиться. Вот именно это состояние принимает тело человека в подлинной молитве. Это ветхий завет.
В новом завете мы увидим тоже самое: что человек, особенно что называется исихасты, человек, сидящий на очень низком стульчике, чурбачке или камешке и опускающий голову вниз. Т.е. человек максимально собранный, на коленях стоять долго очень тяжело, и люди для долгой молитвы выбрали положение очень низкого сидения, потому что на высоком неудобно сидеть, а низенького сидения, на котором человек тоже складывается в это молитвенное действие. Почему он складывается - мы потом разберем. Мне главное пока отметить, что это именно естественное положение. Т.е. везде мы встречаем такой образ молитвы.
Уже в новом завете есть два естественных положения тела, которые неестественные, не традиционные, но нам известны. Первое положение очень редко употребляется - это положение полностью распростертого тела, когда человек лежит. Либо просто лежит, либо распростерев руками. Такое практиковалось у сирийских монахов, и они в этом положении молились как бы по образу Христа. Это мало популярное положение. А второе - это аранта. Когда человек стоит с воздетыми руками, то что мы видим на литургии во время особых моментов. Когда человек воздевает руки вверх. В таком положении человеческое тело вытянуто в струнку, оно всё устремлено к небу, но пребывать в таком положении долго человек не сможет. Физически это нестабильное положение. Научиться молитве в таком положении не возможно.
И поэтому если вы рассмотрите положение тела для молитвы, вот то положение, которое мы видим в ветхом завете и то положение, которое мы читаем в у святых нового завета, мы видим, что это положение связано со складыванием человека, с группировкой человека. Человек собирает себя в некий центр, он складывает себя как гармошку, для того, чтобы стать максимально сложенным, максимально собранным настолько, насколько позволяет его естество, насколько позволяет его тело. Но всегда эта собранность именно обусловлена потребностями молитвы. Мы говорили, что для молитвы главное – собирание ума. Второе действие – это собирание, т.е. низведение ума в сердце. И только тогда, когда ум собирается в сердце в самом прямом смысле этого слова, не в то, что мы называем сердцем, а то, что является сердцем по существу - сердцевиной человека. Не органом, который гоняет кровь, а само середина, средоточие, само существо человека, вот туда собирается ум, туда собирается воля. Вот из этого единого центра человека и возносится молитва. Вот тогда молитва действительно является молитвой.
Т.е. это собранное положение было известно испокон века. Примерно так молился Христос во время Гефсиманского моления: он стоит на коленях, он опускает голову вниз, периодически с коленей воздевая руки к небу очевидно, скорее всего. В этом молитвенном состоянии Он пребывал некоторое время очень напряженно в Гефсиманском молении. Очевидно, так Он молился, когда уходил в горы каждую ночь, уединяясь от своих учеников. Во всех положениях, где мы встречаемся с молитвенной практикой, именно молитвенной, а не практикой, где читают тексты, где совершают службу, всегда мы видим это собранное человеческое тело, стоящее на коленях.
В поздние времена это породило представление об униженном состоянии человека: о том, что Бог – это царь и деспот, а человек всегда перед ним распростертый вниз. На самом деле это никак не выражает мое отношение к Богу, просто это состояние тела, которое максимально соответствует собственно молитве. В этом состоянии удобнее молиться. Именно, совершая молитву как она есть, а не просто произнося слова своими устами. И человек изображался и действительно был в таком состоянии не потому что он раболепствовал перед Богом, а потому что это состояние подлинной нормальной молитвы, где его рабское состояние вообще никак не фиксируется и не имеет никакого отношения. Это просто человек собран. С этим положением тела и с этой молитвой – это стало обращением к Богу призыванием того Имени про которое сказано, что «нет другого Имени, которым бы мог человек спастись» - призывание имени Иисуса Христа.
Чем важна и нужна эта молитва сейчас современному человеку. Два акцента важны в Иисусовой молитве. Первое – это призывание имени. Оно чрезвычайно важно. Главным является призывание имени Господа Иисуса Христа. Это Имя которым спасается человек. Призывание Бога есть чрезвычайно важной частью молитвы. Вторая часть молитвы – это «помилуй мя грешного». Т.е. сама просьба к этому Спасителю заключается в слове «помилуй мя». «Грешный» – не «грешный» - тут по разному варианты, но главное «помилуй меня». И с этой второй частью Иисусовой молитвы есть некоторые сложности или особенности. Потому что само ее содержание обусловлено тем, что человек просит Господа о милости.
Если человек не просит, не чувствует потребности в милости Божьей – эта молитва не работает. Она ничего не дает. Т.е. если сердце его отравлено не желанием милости, а желанием мести, желанием, например он вовсе не знает о милости, он думает о другом, например о том, чтобы ребенок у него учился хорошо. Конечно, в сущности, это тоже просьба о милости, но он этой милости не чувствует, он хочет, чтобы милость была не к нему, а к его сыну. Или, например, он боится, и у него страх, и он не знает, этот страх от чего зависит. Это тоже милость. В итоге-то всё, что нужно человеку – это милость Божья, но не каждый это чувствует. Многие чувствуют иначе. И вот разница современного верующего человека в том, что для них ощущения, чувства, потребности в милосердии в милости Божьей было актуально, а для нас нет. Они чувствовали эту потребность в милости, произнеся молитву, они действительно просили о милости. Ничего другого они и не знали, о чем просить. Неважно, что они вкладывали в понятие этой милости, но они ее искали, о ней просили, поэтому молитва была действительно сердечная, они чувствовали, что нуждаются в милости, и потому молитва работала. А сейчас современный человек не чувствует потребности в милости. Современный человек требует, а не просит. Он убежден, что Бог ему должен. И он не чувствует ни своей вины перед Богом, ни своей ответственности перед Богом. «За что меня миловать, я что, виноват что ли? Почему мне нужна милость? Человек, заквашенный на гордыни, его сердце скрипит, когда оно произносит выражение «Помилуй мя». Если произносить эту молитву терпеливо и медленно под хорошим духовным руководством, при соответсвующих обстоятельствах, то она может человека научить, смирить настолько, что он будет чувствовать потребность в милости Божей и будет произносить свои слова действительно от сердца. Действительно будет взыскивать милости. Не сразу, но годика через два он этому научится.
Но в том-то и дело, что всех перечисленных условий здесь нет. Нет ни руководителя, нет ни тишины, нет ни условий, для того, чтобы произнести, ни время путевого, а в результате эта молитва для него просто ничего не значит. Для сердца его ничего не значит. Зато для людей, которые начинают произносить Иисусову молитву, она очень много значит для ума, точнее для рассудка. Человек читал в книгах , что святые отцы с помощью молитвы достигли удивительных вещей. Кто-то стал прозорливым, кто-то стал пророком, кто-то исцелял людей, кто-то стал святым, кто-то страсти преодолел. И он начинает заниматься этой молитвой НЕ ПОТОМУ, что хочет быть помилован, а для того, чтобы достичь результата. Т.е. для него это как спортивное упражнение, от которого он ждет результат. Т.е. по сути дела молитва становится магическим упражнением, в котором он хочет добиться определенного приращения к себе чего-то, каких-то даров, каких-то особенностей. Он не молится этой молитвой. Он ее читает. И поэтому молитва Иисусова в нашем обществе, при таком к ней отношении она очень часто вредит.
Сама Иисусова молитва ничего в себе опасного не содержит. Это миф, это страшилки, это суеверные росказни. Что если я начал молиться словами Иисусовой молитвы вмсто слов молитвы «Отче наш» что я могу себе повредить – это страшное суеверие. Это до какой степени ожесточились сердца человека. Чем молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй меня» может мне повредить? А молитва «Господи Иисусе Христе Боже Отче Вседержителю помоги там и спаси меня, какую-нибудь молитву пространную» она мне не повредит? Чем молитва Иисусова отличается от любой другой, кроме тем, что она короче? Этого суеверия никогда не было в древности. В 19 веке его никогда не было. Мы же приступая к Иисусовой молитве начинаем ей заниматься. Именно как приступают к чтению мантр, магией. Мы надеемся достичь результата. Но молитва не направлена на результат. Молитва есть крик души, вопль сердца из нашего падшего, нуждающегося в помиловании состояния. Это состояние моей души, оно ничего другого не ищет, кроме как Милость. Как только начинаю искать что-то, кроме милости, я уже не молюсь, я чего-то пытаюсь у Бога получить с помощью какого-то магического действия. Я буду читать молитвы, а ты мне дай то; я буду читать молитвы, а ты измени у меня это.
И это отношение человека к этой молитве, что будто это «сильная молитва», она делает то-то то-то с человеком. Я буду ей заниматься. А сеймейным нельзя, все дети заболеют…». Господи помилуй, от чего? От того, что человек призывает имя Господа в свою жизнь? Но вот такое суеверие. Оно не на пустом месте построилось. Но оно построилось на непонимании того, что происходит. Вот человек начал «заниматься» молитвой Иисусовой. Не молиться Богу, а «заниматься» Иисусовой молитвой. Т.е. он ждет получить от нее результат. Это фундамент гордостный. Он хочет результат. Он хочет чего-то у Бога таким образом получить. Вместо буквально самого процесса. Ты молись, чтобы быть помилованным, больше ничего в этой молитве нет. Но человек хочет получить результат. Это гордость. Он ищет, а ничего не дается. Он уже полгода молится, а ничего не происходит. Он уходит в затвор вместо того, чтобы служить ближнему, что является фундаментом молитвы. Вместо того, чтобы верить и творить волю Божью, он замыкает себя от всех, он никому не служит, он со всеми поссорился, думая, что они мешают ему молиться. И таким образом гордость его становится еще больше. И вот на эту гордость и приходят бесовские искушения. Для того, чтобы смирить человека. Если он сразу понимает и смиряется, открывает двери своей комнаты и выходит к маме, чтобы помыть посуду, тогда это всё выправится. Но он вместо этого говорит: «Вот до чего дошли. Бесы мне мешают. Это всё они». Т.е. внутренне он не на Бога надеется, и не Богу молится, он на самом деле из себя выжимает все силы, чтобы победить бесов. Он надеется своей силой, но с помощью молитвы, молитвы как действия, а не молитвы, как общения с Богом, не на Бога он надеется, а на свою молитву он надеется. И он своей молитвой хочет победить бесовские искушения. Естественно, он погрязает в этом поуши, и постепенно либо становится невыносимым гордецом, либо прелестником, либо сходит с ума, либо еще что-то. И говорят после этого: вот молитва до чего довела. Не может молитва ни до чего, кроме Бога довести. Доводит гордыня, а не молитва. Непослушание, нелюбовь, немилосердие, неслужение ближним доводит до такого, а не молитва.
И вот это совершенное непонимание вещей приводит к тому, что те люди, которые спрашивают: «А можно ли мне заниматься молитвой, их сразу пугают: «Да ты что, это страшная вещь, ни в коем случае. Иди Псалтырь читай», не давая возможность человеку погрузиться в то молитвенное делание, которое могло бы созидать его душу. А человек, который не боится, «Я всё смогу», он надеется на себя: я не женат, у меня священник, у меня книги». Всё самонадеянность. Кончится плохо.
Потому что люди возомнили, что эта молитва особенная. А это просто молитва. В ней самой по себе нет никакой особой силы. Единственное что в ней есть – это краткость, емкость молитвы, где в коротких словах вся суть заключена. Наделяя какую-то молитву особенным статусом, особенной силой, он уже относится к ней как к магическому средству. Относясь к молитве как к магическому средству, естественно он попадает в ловушку гордыни и самонадеянности.
Есть такая книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу». В ней приводится способ творения Иисусовой молитвы как упражнения, как делания, как инструмента. Никак молитвы, а именно того что как человек, используя Иисусову молитву как инструмент доходит до вершин каких-то духовных даров. Эта книжка кому-то помогла, кому-то помешала, но важно понимать, что в ней описано. Там приводится практика, когда человек непрестанно, очень быстро повторяет слова Иисусовой молитвы, чтобы таким частым повторением прогнать из головы разные помыслы. Вообще чтобы голова ничем не была занята. Постоянно повторять, повторять, повторять, чтобы вообще всё выбросить из головы. Пять тысяч молитв, десять тысяч молитв, и, в конце концов, человек доводит до того, что он становится действительно светлым, хорошим, чистым. И многие люди в нашей действительности пытаются это сделать. Это не работает. Это работало только в этом описанном случае, и в тех случаях, которые подобны этому. Потому что этот человек 1) очень простой, он не образованный, у него нет двух институтских дипломов, он не учился в образовательной школе, он не читал романов, не смотрел кино. Он обычный простой русский человек, с детства воспитанный в вере, не сделавший великих грехов, и не разрушивший собственного ума множеством разных культурных впечатлений.
2) второе: он один. У него нет семьи, нет детей, мужей, которых надо кормить. Ему не надо ни о ком заботиться.
3)он живет в мире, где нет раздражающих, соблазняющих элементов. Он не встречает соблазнов, а встречает православное общество. Т.е. это совсем другая среда, он другой человек.
Когда такие ситуации совпадают, такой способ может помочь. Во всех остальных случаях он не работает. И это скорее исключительный способ творения молитвы. А традиционный, как это и учили все святые, начиная с Василия Великого – это ВНИМАТЕЛЬНОЕ, ВДУМЧИВОЕ произнесение этой молитвы. Чтобы каждое слово было произнесено внимательно и никуда бы ум не развлекся, потому что только таким образом наш душевно отравленный ум можно постепенно очистить, уцеломудрить, сделать его более духовным, более сосредоточенным, более внимательным. Только это. Сам по себе ум не готов. В нем столько впечатлений, столько памятных событий, совершенно никак не связанных с духовностью, столько художественных образов, столько чувств, страстей, переживаний, именно в уме, что простым повторением молитвы…язык то привыкнет говорить, а с умом ничего не произойдет. Вот этот элемент нужно помнить.
49 views