Продолжение публикации https://vk.com/wall57388160_586
Сегодня наш анализ будет посвящен не только психологии, но и педагогике. Давайте вспомним уроки о которых рассказывает Саня Григорьев, когдаShow more попадает в детский дом:
"Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живёт и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать "у-т-к-а" и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по французски так-то. Кажется это называлось тогда "комплексным методом".
Интересно? Познавательно. Легко запоминается, привязано к реальности. А главное, что таким способом можно заходить в любую тему. И не нужно тогда вводить дополнительных часов на ознакомление с окружающим и прочим. Всё лаконично обсуждается на всех предметах. Может в этом и был секрет лучшего в мире советсного образования? От этой методики так и веет мотивацией, желанием узнать побольше. Хочу попробовать что-то другое, кроме утки для примера... Первое, что приходит в голову. Из точки А в точку Б вышел поезд или вылетел самолет. Это математика, строение поезда, самолета  и принцип работы - физика. Дальше история до начала использования транспорта, возможности, пути. Товарообмен, политика. Необходимость общения - иностранные языки, геополитика. Давай попробуем в комментариях пофантазировать на эту тему  с разными задачами, которые можно развивать в разных направлениях. Возможно, что это полезно не только для школьного образования, но и для мотивации детей самостоятельно родителями.
8 people reacted
354 views
Продолжение публикации https://vk.com/wall57388160_583
Здравствуйте, мои дорогие.
Сегодня речь пойдет о потребностях. Все наверное слышали о пирамидеShow more потребностей Абрахама Маслоу. В этой пирамиде он ранжировал их от низших к высшим. Низшими потребностями считаются физиологические - еда, вода, сон итд.  Высшими - потребность в самоактуализации. Здесь же духовность, бескорыстное служение и прочее. От низших к высшим идет потребность в безопасности, затем потребность в сопричастности группе, в любви и уважении. Суть сегодняшнего разбора следующая. Когда человек имеет цель относящуюся, к высшим потребностям, то неудовлетворенность низшими переносится легче. Например, в блокадном Ленинграде люди были голодные, замерзающие, но там же Шостаковичем была написана выдающаяся, симфония. Голодные и холодные люди имея высшие потребности - светлое будущее, построение справедливого общества легче переносили лишения. Абрахам Маслоу был пожалуй одним из первых, кто не пытался лечить дефицитарность, а делал акцент на здоровье и личностном росте. Можно постоянно стремится избавиться от чего-то, а можно пусть даже в ситуации дефицита и лишения стремится к духовному росту. Но вернемся к произведению. Саней движет чувство справедливости.  Это чувство заставило его заговорить, при том, что семья испытывала лишение. И это чувство заставило его найти пропавшую экспедицию. В процессе поиска его жизнь обрастает новыми смыслами. Он становится и прекрасным военным лётчиком и благородным человеком и заботливым супругом. В ситуации тяжелого ранения именно стремление к достижению (и Катя, и пропавшая экспедиция, и стремление к Победе) помогает ему выбраться из сложной ситуации, где далеко и от физиологических потребностей и от потребностей в безопасности. Высшие цели помогают нам справиться со всем и не обращать внимание на дефицит.
1/2
21 people reacted
743 views
Продолжение публикации https://vk.com/wall57388160_580
Итак, метод познавательного опроса (когнитивного интервью). Изначально метод предполагался для использования исключительно в юридическойShow more психологии для работы со свидетелями и потерпевшими. Таким образом этот метод первое время использовала и я, но обратила внимание на феномен того, что при описании пережитых психотравматических событий определенным способом у моих подопечных снижалось эмоциональное напряжение и улучшалось настроение. Я стала изучать и поняла, что это происходит за счет диссоциирования (возможности посмотреть на ситуацию как бы со стороны). Метод очень прост в использовании и включает всего 4 пункта:
1. Восстановление обстоятельств
2. Сообщение всех фактов
3. Восстановление событий в обратной последовательности
4. Изменение перспектив
Остановлюсь на каждом пункте чуть подробней.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
При восстановлении обстоятельств пытаемся вспомнить обстоятельства происшествия такие как: время года, температура окружающей среды, погода, время суток, расположение окружающих предметов и людей, свои чувства в моменте события.
СООБЩЕНИЕ ВСЕХ ФАКТОВ
При сообщении всех фактов предполагается, что мы даем себе установку подробно установить хронологию событий.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОБЫТИЙ В ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Здесь нам в помощь восстановление событий в обратной последовательности с выходом за границы события, т.е. действия, например, с утра и до конца дня оставив событие в середине и вспомнить с конца дня до его начала. Такой прием приведет к появлению с каждым разом все новых и новых фактов происшествия.
ИЗМЕНЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ
И на последнем этапе мы изменяем свою перспективу в момент психотравмирующего события (диссоциируемся от происшествия). Это может быть шкаф напротив или как в моем случае работы с потерпевшей девочкой - птичка или тараканчик.
Давайте проиллюстрируем этот метод опираясь на художественный фильм 1988 г. «Узник замка Иф» по роману А.Дюма «Граф Монте Кристо». Мы помним, что Эдмон Дантес не мог понять почему оказался в замке Иф, испытывал тяжелое эмоциональное потрясение и не мог справиться со своим состоянием. Готовивший побег его сосед аббат Фариа ошибается в расчетах и оказывается в камере у Эдмона. Последний говорит своему новому знакомому, что не может понять почему оказался в тюрьме. И что же делает аббат, чтобы помочь Дантесу? Он просит восстановить обстоятельства, сообщить все факты, они то двигаются вперед по событию, то возвращаются назад. Таким образом в памяти Эдмона Дантеса всплывает полная хронология событий. Выйдя за пределы этого события, сопоставив некоторые обстоятельства Фариа вместе с Эдмоном понимают почему же Дантес был арестован и кто в этом виноват. Определенность дает Дантесу некоторое успокоение. Теперь он понимает, что попал не случайно. Эмоции уже не такие интенсивные, хотя обида и гнев в отношении уже конкретных людей у него остается, что и приводит к тому, что он реализует свой план мщения. Но даже из текста произведения мы понимаем, что это не было мщением, а это было восстановлением справедливости. Ни один из виновников ареста Дантеса не был наказан за это, он был наказан за те деяния, которые совершил в своей жизни вне события с Дантесом. Из произведения мы также понимаем, что быть более хладнокровным его научил аббат через погружение в общеобразовательный, культурно-исторический, философско-психологический, эстетический уровни познания действительности.
Это действительно хороший, но длинный путь, а для оказания экстренной психологической помощи я обычно предлагаю посмотреть на психотравмирующие события находясь как бы в воображаемом зрительном зале, где психотравмирующее событие показывают на экране. Затем предлагаю мысленно зайти в будку оператора и пересказать ему содержание увиденного. Рассказчику я предлагаю заменить первое лицо в изложении на третье (не Я, а он. Или не Я, а Петр). В дальнейшем представить, что оператор, которому только что рассказали неприятные события вернулся домой и рассказал о них кому-то из своего окружения. Количество воображаемых лиц мы добавляем до тех пор, пока не увидим, что тело перестало эмоционально демонстрировать напряжение. Чаще всего я проделываю эту методику укладывая человека под специальную аппаратуру. В этом случае процесс проработки психотравмирующего события проходит гораздо быстрее. Затем мы анализируем для чего «режиссер» мог создать этот «фильм», придумываем ему название. Какие выводы сделали для себя другие «зрители» этого «фильма».
11 people reacted
363 views
Продолжение публикации https://vk.com/wall57388160_570
Сегодняшнюю публикацию я хочу посвятить благодарности.
Читая опять же статью в газете Петровка-38 перед моими глазамиShow more промелькнули учителя, которые и научили меня тем методам, которые я использовала, работая в ведомстве. Разным техникам научил меня и моих товарищей профессорско-преподавательский состав Академии Управления МВД РФ, в частности методу познавательного опроса (когнитивному интервью) научил Игорь Борисович Пономарев, технике ведения переговоров - Николай Петрович Андреев, техникам установления психологического контакта - Евгений Валерьянович Петухов. Медитативным, психотерапевтическим, дыхательным, аутотренинговым методам научила Яна Яковлевна Белик. В целом юридической психологии, умению составлять психологические портреты научил Алексей Михайлович Столяренко, психологической работе с толпой и в толпе научил Валерий Иванович Черненилов, работе с участниками боевых действий - Игорь Олегович Котенев. Позже работе с аппаратурой научили Андрей Борисович Фролов, Анна Вадимовна Новопашина, Юрий Алексеевич Цагарелли, работе в толпе, посттравматической реабилитации, психологической подготовке и коррекции негативных психологических состояний - Константин Эдуардович Комаров. За подготовку к экспертной деятельности отдельную благодарность хочется сказать профессорско-преподавательскому составу института судебной психиатрии им. Сербского, в частности Зурабу Ильичу Кекелидзе, Николаю Дмитриевичу Дворянчикову и другим.
Далеко не всех я сегодня вспомнила. Многие продолжают свой профессиональный путь служения. Некоторых из этих уважаемых коллег к сожалению, уже нет на этом свете, но их бесценные знания и опыт продолжают жить и приносить пользу, особенно в наше нелегкое время, когда многим приходится выходить за пределы своих возможностей.
Благодаря Николаю Владимировичу Андрееву, научившему меня тактике ведения переговоров, мне однажды удалось убедить захватившего женщину в заложники преступника открыть дверь, после чего оперативной группе немедленного реагирования быстро его обезвредить.
В следующих публикациях я попытаюсь поподробней рассказать о методах, используя которые те наши герои, кто по каким-то причинам не сможет обратиться за советом и поддержкой мог бы помочь себе и своим товарищам.
15 people reacted
422 views
На днях газета Петровка-38 опубликовала статью обо мне. Приятно прочесть и вспомнить свою работу в МВД. Я благодарна ведомству за тот жизненный и профессиональный опыт который оно мне предоставило.
https://vk.com/away.php?to=https://petrovka-38.com/ar..
66 people reacted
829 views