Повторю свой пост от 11.12.2020г он тогда набрал 487 лайков и 111 репостов
#ТрадиционнаяШкола #ШколаНеДляОтчетов #ВПРНеНужны #EГЭОГЭВПРэтоЗубрежка #НетЦОСиЦифровойШколе #ШколаВторойДом https://vk.com/wall6285983_22457Мы - школьники 70х-80х годов.
В школу мы шли без подготовки, и родители тех детей, которые не умели читать, совершенно не переживали об этом и были уверены - в школе всему научат. Те ребята, кто научится читать до школы, учились этому дома. Никому и в голову не могло придти постоянно таскать ребенка 3-4-5 лет на развивающие занятия.
Родители просто шли и записывали ребенка в выбранную школу (в большинстве случае ту, что ближе к дому) без всяких очередей. Можно было не поступить в физмат лицей или в английскую школу, но никто из наших родителей и представить не мог, что ребенка придётся возить в обычную государственную школу в соседний район по пробкам, просто потому, что ближайшие школы переполнены, хотя работают в 2 смены (
#ШколыСадыШушарам)
В первом классе мы учились писать перьевыми ручками и нам долго не разрешали переходить на шариковые. Мы не знали термина мелкая моторика.
Знали ли наши родители, какие темы мы проходим в школе - нет.
Часто ли они бывали в школе и общались с учителями - не очень (телефоны были не у всех даже домашние).
Приходилось ли родителям делать с нами уроки - нет. Некоторые особо щепетильные родители проверяли дз. Иногда мы просили родителей проверить сочинения на несколько страниц, выученный стих или помочь решить задачу по математике или физике. Нередко уроки делали с одноклассниками.
Мы успевали читать большие и толстые книги (такие как "Война и Мир"
Show more Льва Толстого, хотя признаю описание войны я пропускала). У нас не было инета и доклады мы писали в библиотеках, вооружившись Большой Советской Энциклопедией. Мы успевали с классом ставить спектакли, собирать металлолом и макулатуру, навещать заболевших одноклассников.
Мы проводили дискотеки и вечеринки по праздникам и таскали за собой катушечный магнитофон. У нас был понимающий классный руководитель, он приглашал нас к себе домой - у него было две смежные комнаты в коммуналке, правда он тогда жил без семьи.
http://interesno.cc/article/585/kak-zhili-sovetskie-s..
Мы и наши родители учились и заканчивали школу без репетиторов и при этом, те кто хотел, поступал в вузы, и иногда даже в столичные.
Если и были в те годы школьные репетиторы, то чаще по иностранному языку для тех, кто реально хотел говорить и знать язык за рамками школьной программы. Кстати, пояснения в учебниках иностранных языков были написаны на русском и были понятны для родителей в т.ч. (учебник английского Афанасьевой, Михеевой, это даже позже, застала со старшей дочерью 2003-2010гг). Мои родители в школе учили немецкий и совершенно не переживали, что записали меня в ближайшую школу, где изучали французский язык.
Некоторые из нас учились в 9ом-10м классах на подготовительных курсах, некоторые поступали в вуз не сразу, иногда на вечерний, но многие поступали после 10 класса на выбранную специальность, а не как сейчас после ЕГЭ - в тот вуз и туда, куда хватило баллов.
Кстати, это она из причин, что в педвузах учатся те, кто совершенно не ориентирован на педагогику и вообще не собирается работать в школе, а если и приходится это делать, то мало кто из случайно попавших в педвуз выпускников становится учителем с большой буквы.
Не умаляем заслуг большинства нынешних учителей. Им приходится очень не просто в нынешней системе образования, где во главу угла поставлена отчетность и результаты ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Далеко не все из них пришли в педагогику по призванию, не все умеют объяснить сложный материал (знать - не значит уметь объяснить ребенку), не у всех хватает терпения на повторение и разъяснения для тех, кто с лету тему не схватывает, для некоторых ряд терминов детской психологии - нечто неизведанное. К сожалению, иногда встречаются учителя в т.ч. в начальной школе, которые сами делают ошибки.
Когда образование сделали услугой, то это привело к тому, что появились учителя, которые просто отчитывают материал, а понял ребенок или не понял, становится проблемой самого ребенка и его родителей. Это приводит к тому, что нынешним школьникам даже начальных классов приходится заниматься с репетиторами. Учебный день растягивается с утра и допоздна. Уже не все дети успевают отдохнуть, погулять, позаниматься спортом, музыкой, творчеством. Отсюда нехватка физических и психологичесих сил, апатия, как следствие плохое усвоение материала в школе и далее по кругу все 9, а то и 11 лет.
Сколько сейчас школьников, которые с удовольствием ходят школу даже в начальной школе? Меньшинство (если повезло с первым учителем, если классный руководитель смог сформировать коллектив в классе, если в школе несмотря на проблемы современной системы образования удалось создать неформальную атмосферу - тут конечно ключевая роль у руководства школы).
Для большого количества детей школа - это как нелюбимая работа.
Многие ли из нас взрослых способны годами ходить на нелюбимую работу, если нас ожидают постоянные проверки руководства и замечания, и при этом и надо показывать хорошие результаты? Большинство взрослых постарается найти другую работу, чтобы избежать постоянного стресса.
А дети? Их удел в нынешней системе образования - постоянное давление ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.
Боялись ли мы, их родители, в свое время контрольных работ и выпускных экзаменов? Да опасались, но мы знали, что каждый из нас получит школьный аттестат, знали, что получить рабочую специальность в ПТУ сможет каждый - в т.ч. дети из не очень благополучных семей, где родители не помогали детям с учебой. Мы переживали, что не пройдем по конкурсу в выбранный вуз, но знали, что можем пойти в техникум, или работать и учиться на вечернем или попробовать поступить на следующий год и при этом наш школьный аттестат не устареет.
Над нами постоянно не висел меч - не сдашь экзамены - не получишь диплом - останешься вообще без образования и работы.
Отсюда нынешние очень печальные случаи подростковых суицидов.
В наше время в школе тоже были переживания - несчастная любовь, сложности отношений. Но вспомните, много ли вы знаете случаев суидидов в 70е-80е-90е годы из-за учебных проблем, а сейчас они есть, в том числе на дистанте - только в ноябре 2020г в Москве не менее 4х случаев.
Времена меняются, в каждом есть и положительные и сложные моменты.
Мы в детстве свободно ездили по Союзу, но не могли попасть за границу, как и многие наши родители. У нас не было такого выбора вещей и техники. У нас были продуктовые талоны, что совершенно не понятно нынешним детям.
Что касается неидеальных моментов прежней школы, то иностранные языки мы хоть и учили, но свободно говорили на них в основном выпускники языковых школ. В младших классах на природоведении вели возможно не очень нужный календарь погоды по месяцам. У нас был предмет НВП - начальная военная подготовка, занимались больше строевой, учили, как пытаться спастись при взрыве, некоторые научились собирать-разбирать автомат Калашникова. Мы готовили политинформации по газетным вырезкам. Нам приходилось учить съезды КПСС и биографию Ленина и это было не очень увлекательно, в целом изучение истории и обществознания было в опреденной степени политизированно. Было не так много учебных фильмов, наглядности в изучении материала. Не мало времени занимал поиск дополнительной литературы, написание докладов от руки (хотя сейчас уже думается, что это была не только тренировка мелкой моторики, но и запоминание написания слов).
Недавно один школьник спросил: "Детство это и есть самое счастливое время?" А ведь получается, что сейчас настоящее детство заканчивается к 7 годам к моменту поступления в школу.
Мы в детстве ходили в дом пионеров и сами записывались в любые выбранные Нами кружки. Кто хотел - мог поступить в музыкальную, художественную или спортивную школы. У наших родителей не болела голова о том, что надо как-то оплачивать дополнительное образование.
Недавно беседовала с руководителем Комитета по молодежной политике Петербурга о подростково-молодежных клубах. Он сказал, что они должны работать с детьми только от 14 лет и молодежью до 30 лет. На мой тезис о том, что сейчас подростковый возраст начинается по сути с 10 лет (это подтверждают и детские психологи и детские врачи), он сказал, что планируют не снижение возрастных рамок, а их повышение до 35 лет. А кружками, допобразованием и досугом детей до 14 лет должны заниматься школы и дома культуры. При этом всем известно, что многие школы в Петербуге переполнены (за исключением школ центральных районов, где просто живут меньше детей), работают в 2 смены и заняты прежде всего учебным процессом, ну а домов культуры в ряде районов (таких как #Шушары в частности) нет уже более 10 лет.
Положа руку на сердце, многие ли из нас родителей сейчас спокойны за образование, гарантированное Конституцией и за будущее наших детей?
Не это ли одна из основных целей государства и большой страны, которая хочет оставаться передовой и двигаться вперед?
Пора вернуться к сути образования, приведению школьных программ и учебников к единообразию и логичности изложения материала, изменению подхода к обучению чтению, грамотности и арифметике таким образом, чтобы дети в начальной школе обучались грамотному письму, а не дрессировались к придуманным чиновниками для оправдания своего существования ВПРами, ОГЭ, ЕГЭ, которые во главу угла поставили зубрежку и правильность оформления работы, а не понимание предмета.
Для развития России нужны не дистант, не эксперименты над детьми с ЦОС, не электронные доски и электронные учебники (которые нагружают зрение и не дают полноценно воспринимать материал), не видеокамеры и снятие биометрических данных у детей, не цифровой след, не внедрение искусственного интеллекта в образовании и не ограничения по непонятно на каких основаниях вводимых индивидуальных траекторий, которые усугубят социальное неравенство.