В книге «Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе» Нэнси Мак-Вильямс очень доступно разъясняет, в контексте современного психоаналитического подхода, какие чертыShow more
Самодостаточность
Идея о самодостаточности прекрасно продается, потому что сильно давит на боль большинства людей. Согласитесь, ведь чаще всего, когда нам плохо, то это "плохо" связано с каким-то другим человеком. И как же манит идея стать самодостаточным, чтобы избавиться от страданий. А еще, наслушавшись вебинаров, начитавшись разных статей, мы стали как ошпаренные отпрыгивать от слова "зависимость", противопоставляя ей "правильную" самодостаточность.
Но друзья, давайте попробуем выйти на связь с реальностью. Приём-приём! Быть самодостаточным невозможно.
И вот это бывает очень трудно признать. Смириться со своей неполнотой, с тем, что для того, чтобы жить в этом мире, нам очень многое нужно брать у него. Что существующий в полной изоляции человек долго не протянет. Что мы все равно в той или иной степени зависимы, и вопрос не в том, есть ли у нас зависимости, а в том, сколько их у нас, насколько они опутывают нас и дают/не дают дышать и двигаться.
Мы зависимы от воздуха, от еды, от сна. Мы зависим от других людей, сколько бы люди, склонные к контрзависимости, ни играли в самодостаточность. Не получится.
Иллюзия самодостаточности и независимости трещит под напором реальности, в которой нет суперменов, а есть уязвимые люди, тянущиеся друг к другу в поисках тепла и поддержки. Но тянуться к кому-то? Это же уязвимость, а суровые законы мира, где человек человеку волк, гласят «не верь», «не бойся», «не проси!». Раскроешься – ударят. Признаешься в том, что в чем-то нуждаешься – унизишься, сожрут. Поэтому – лучше вообще не признавать,Show more
Идея о самодостаточности прекрасно продается, потому что сильно давит на боль большинства людей. Согласитесь, ведь чаще всего, когда нам плохо, то это "плохо" связано с каким-то другим человеком. И как же манит идея стать самодостаточным, чтобы избавиться от страданий. А еще, наслушавшись вебинаров, начитавшись разных статей, мы стали как ошпаренные отпрыгивать от слова "зависимость", противопоставляя ей "правильную" самодостаточность.
Но друзья, давайте попробуем выйти на связь с реальностью. Приём-приём! Быть самодостаточным невозможно.
И вот это бывает очень трудно признать. Смириться со своей неполнотой, с тем, что для того, чтобы жить в этом мире, нам очень многое нужно брать у него. Что существующий в полной изоляции человек долго не протянет. Что мы все равно в той или иной степени зависимы, и вопрос не в том, есть ли у нас зависимости, а в том, сколько их у нас, насколько они опутывают нас и дают/не дают дышать и двигаться.
Мы зависимы от воздуха, от еды, от сна. Мы зависим от других людей, сколько бы люди, склонные к контрзависимости, ни играли в самодостаточность. Не получится.
Иллюзия самодостаточности и независимости трещит под напором реальности, в которой нет суперменов, а есть уязвимые люди, тянущиеся друг к другу в поисках тепла и поддержки. Но тянуться к кому-то? Это же уязвимость, а суровые законы мира, где человек человеку волк, гласят «не верь», «не бойся», «не проси!». Раскроешься – ударят. Признаешься в том, что в чем-то нуждаешься – унизишься, сожрут. Поэтому – лучше вообще не признавать,Show more
Можно, конечно, понять всё, что угодно и кого угодно. Наши психологические защиты как рационализация и интеллектуализация являются в этом отличными помощниками.
Но если я могу что-то или кого-то понять, то это не означает, что это нужно принимать таким, пуская в свою жизнь. Ведь тогда это история про отсутствие каких-либо личностных границ. Если я принимаю всё, то я ничего и никого не отвергаю. А если я ничего не отвергаю, то у меня отсутствует возможность выбора себя и своих потребностей.
В какой-то момент жизни мне казалось очень неправильным и постыдным не найти общего языка с кем-то, как будто отказаться от отношений – это типа «какая-то непроработанность». Особая мудрость – это меняться самому, наращивая свою выносимость к любым обстоятельствам и людям.
Ерунда и ограничение.
Иногда лучшее, что можно сделать – это встать и уйти, тренируя умение отвергать. Двигаться ВСЕГДА навстречу – это такая же крайность как двигаться всегда отдаляясь. В гештальт-подходе крайности принято называть полярностями - это как раз и есть крайности человеческого поведения, противоположные и конфликтующие между собой образы жизни, между которыми выбирает или мечется человек. Однако, что важно, крайности взаимодополняют друг друга. Отрицая одно, или другое - мы не видим картину целиком во всех красках, мы теряем контакт с собой и со своими потребностями, "повинуясь" выбранному полюсу.
И вот находясь в этом "всепринимающем" полюсе, я начинаю придумывать оправдания для поведения других людей. Воображаю, почему человек мог поступить так, как он поступил: у него было тяжелое детство, онShow more
Но если я могу что-то или кого-то понять, то это не означает, что это нужно принимать таким, пуская в свою жизнь. Ведь тогда это история про отсутствие каких-либо личностных границ. Если я принимаю всё, то я ничего и никого не отвергаю. А если я ничего не отвергаю, то у меня отсутствует возможность выбора себя и своих потребностей.
В какой-то момент жизни мне казалось очень неправильным и постыдным не найти общего языка с кем-то, как будто отказаться от отношений – это типа «какая-то непроработанность». Особая мудрость – это меняться самому, наращивая свою выносимость к любым обстоятельствам и людям.
Ерунда и ограничение.
Иногда лучшее, что можно сделать – это встать и уйти, тренируя умение отвергать. Двигаться ВСЕГДА навстречу – это такая же крайность как двигаться всегда отдаляясь. В гештальт-подходе крайности принято называть полярностями - это как раз и есть крайности человеческого поведения, противоположные и конфликтующие между собой образы жизни, между которыми выбирает или мечется человек. Однако, что важно, крайности взаимодополняют друг друга. Отрицая одно, или другое - мы не видим картину целиком во всех красках, мы теряем контакт с собой и со своими потребностями, "повинуясь" выбранному полюсу.
И вот находясь в этом "всепринимающем" полюсе, я начинаю придумывать оправдания для поведения других людей. Воображаю, почему человек мог поступить так, как он поступил: у него было тяжелое детство, онShow more